Читать журнал бесплатно

Горячая линия: 8-800-511-46-74

Коммерческий директор

Как посчитать оборачиваемость готовой продукции: формула по балансу

  • 26 августа 2019
  • 98
  • Средний балл: 0 из 5
Главный специалист по обучению продажам в ювелирной компании "Рута"
Оборачиваемость готовой продукции

Разумное управление активами компании подразумевает эффективное использование оборотных средств и запасов изготовленного ассортимента.

Чтобы контролировать и поддерживать их количество на должном уровне, требуется рассчитывать специальный критерий, позволяющий оценивать потребность в оборотном капитале. В этой статье поговорим о том, как это сделать.


Вы узнаете:

  • Что такое период оборачиваемости готовой продукции.
  • Какие виды оборачиваемости готовой продукции существуют.
  • Как рассчитать коэффициент оборачиваемости готовой продукции (формула по балансу).

Что такое период оборачиваемости готовой продукции

Аналитическим путем, организации исследуют показатель отражающий качество использования денежных средств, сырья и прочих ценностей. На его основании строится работа всей системы закупок, продаж и логистики. Это позволяет руководству своевременно предпринимать действия для снижения расходов и избежать перепроизводства.

Однако бывают ситуации, когда предприятию важно иметь дополнительный резерв товара, чтобы процесс сбыта был непрерывным и комфортным для постоянных клиентов. Это дает возможность конкурировать на рынке за счет снижения издержек на сырье и предоставления более глубоких скидок на весь ассортимент.

Период оборачиваемости готовой продукции показывает, за какое время вернуться деньги, которые были вложены в производство изделий. А сам показатель отражает количество оборотов, которое может сделать материал и выпущенные вещи в рассматриваемом моменте. Позволяет определять и выдерживать оптимальное соотношение между временем, требуемым на производство и реализацию изделий, и прибыльностью.

Для этого разрабатывается специальный механизм, с помощью которого выполняется нормирование оборачиваемости готовой продукции. Он состоит из следующих этапов:

  • Подготовка положений

С подробными методическими рекомендациями по анализу и определению необходимых критериев. Также устанавливаются удобные способы произведения расчётов и список ответственных лиц, занимающихся сбором и разработкой информации.

  • Оценка точности методик

Производится экспресс тестирование, которое призвано указать на неточности в полученных данных по запасам изготовленных вещей. Такую оценку следует проводить в среднем один раз в полугодие для сохранения достоверности в вычислениях.

  • Фиксация корректировок

Ответственные лица обязаны вносить любые изменения в Положения и нормативные акты, если таковые будут выявлены во время очередной проверки точности.

  • Автоматизация математических процессов

Важный аспект в работе с оборачиваемостью готовой продукции – скорость произведения плановых расчетов. При ручном труде она не может сохраняться на должном уровне ввиду огромных массивов данных, требующих изучения. Поэтому оптимальным выходом будет внедрение моделей, позволяющих повысить скорость обработки данных и степень их достоверности. Это дополнительно позволит избежать искажений и ошибок в аналитике.

  • Контрольные сессии

Один из ключевых аспектов в работе с критерием, позволяет своевременно отмечать негативную динамику в случае ее появления и предпринимать меры по исправлению ситуации. Проверку рекомендуется проводить силами компании в автоматическом режиме на постоянной основе, а также время от времени привлекать аудиторов для оценки со стороны.

Последствия от увеличения значения коэффициента могут серьезно сказаться на бизнесе в целом. Например, возможно предупредить попадание в кассовый разрыв или вернуть баланс резервов, чтобы избежать кризиса перепроизводства. Для коммерческого отдела смысл заключается в том, чтобы своевременно определять группы продуктов, на сбыт которых следует обратить дополнительное внимание.

Как увеличить оборачиваемость, если клиенты не стремятся заказывать больше

Алгоритм от редакции электронного журнала «Коммерческий директор» поможет увеличить поставки заказчикам, повысить оборачиваемость товара, а также удержать клиента и мотивировать его работать по предзаказу.

Смотреть алгоритм »

Какие виды оборачиваемости готовой продукции существуют

Для достижения финансовой стабильности предприятия используются разные нормативы, отражающие скорость продаж в днях или количестве оборотов. Они отражают специфику деятельности компании и учитывают стратегические цели, установленные учредителями. Но оценка остатков должна быть конгруэнтной ситуации, а не строится исключительно на размере показателя.

Например, объем запасов и срок реализации, выходящие за нормативные значения, не всегда говорят о негативной динамике работы фирмы. Это может быть связано с выполнением крупных заказов, под которые ассортимент хранится на складах или производится для отправки дилерам единой партией.

Поэтому, чтобы отражать ситуацию наиболее точно, используются различные виды коэффициента оборачиваемости готовой продукции, рассмотрим их подробнее:

Количественный

Рассчитывается для товарной категории в целом или для каждой позиции по отдельности. Выражается цифрами в штуках, объеме или по массе. Например, нормой для сферы сельского хозяйства может быть реализация 5 тонн картошки в неделю.

Он позволяет предприятию оценивать динамику продаж и не допускать появления неликвидов из-за превышения сроков хранения. Также такой вариант удобен компаниям, использующим гибкую ценовую политику и систему распродаж, для точного контроля за скоростью реализации ассортимента.

Качественный

Используется для исследований товарных групп, выражаемых в денежном эквиваленте. Он позволяет понять скорость обновления запасов через вычисления, отталкивающиеся от аналитики продаж за период (квартал, год). Удобен для компаний, имеющих стабильную ценовую политику и планирующих объемы прибылей по каждой позиции.

Имеет гибкую формулу, позволяющую вести оценку совокупности разных изделий или всех резервов фирмы на основании их стоимости. Помогает установить оптимальное сочетание между темпами реализации и количеством получаемой прибыли.

Оборачиваемость готовой продукции в днях

Этот вариант наиболее часто встречается в практике российского бизнеса из-за его удобства. Он показывает среднее число дней, за которое исследуемые группы ассортимента совершают полный оборот в анализируемом моменте.

Значение критерия используется не только в аналитике продаж, но и в логистике или производстве, поскольку помогает прогнозировать потребности организации в сырье и материалах. Дает понимание о том, за какое время состоится полный цикл сбыта, от момента изготовления до передачи продукта клиентам.

Оборачиваемость готовой продукции в днях (формула по балансу):

Коэф.об-ти в днях = Рассматриваемый период в днях / Коэф. об-ти запасов

Показатель по резервам рассчитывается через деление их себестоимости на среднее количество. Его цифра помогает руководителю оценить рациональность используемого сырья и контролировать движение материальных ценностей в компании.

Для контроля за критерием необходимо мониторить 2 основных пункта в аналитике:

Когда идет речь о результате по выпущенному ассортименту, его стоимость следует принимать в ценах складского учета.

Как рассчитать коэффициент оборачиваемости готовой продукции: формула по балансу

Существует несколько методик для проведения вычислений, выбор которых зависит преимущественно от того, какой деятельностью занимается предприниматель и порядка получения данных для уравнений.

В качестве основных выделяются следующие способы:

  • Прямого счета

В этом случае расчет делается с учетом того значения коэффициента, который необходим компании для успешного существования бизнеса. Эффективен, если имеется возможность определить точное время на выполнение стандартных бизнес процессов.

  • Аналитический

Вычисления производятся на основании подробного исследования цикла движения сырья от производителя к клиенту. Для этого берется объем оборотных средств за интересующий отрезок времени с последующей корректировкой на текущие условия работы.

  • Отчетно-статистический

Выполняется на основании данных полученных из бухгалтерских и аналитических отчетов. Специалисты определяют срок, за который по факту в предыдущих периодах происходил полный оборот товарных и материальных средств.

  • Коэффициентный

За фундамент расчета берется норматив предыдущего цикла и устанавливается корректирующая ставка на изменение производственных объемов и стоимость средств.

В практике российского бизнеса наиболее распространен отчетно-статистический вариант. Рассмотрим на его примере расчета оборачиваемости готовой продукции по формуле:

Коэф.об-ти.ст = Коэф.об-ти1+ Коэф.об-ти2…+ Коэф.об-тиN / Количество периодов

Общий алгоритм работы, проводимой специалистами для получения точных данных выглядит следующим образом:

  1. Анализ информации, полученной из бухгалтерских отчетов за выбранное для исследования время. Рассматриваются и собираются в отдельный отчет результаты, полученные по выручке и запасам в динамике продаж товаров и услуг. Это позволяет сделать вычисления наиболее точно с учетом меняющейся ситуации.
  2. Получение цифр по оборачиваемости готовой продукции за разные промежутки времени. На этом этапе проводится расчет показателя в днях или стоимости для последующего использования в основной формуле.
  3. Определение среднего значения критерия по формуле статистического метода. Число периодов устанавливается ответственным лицом в зависимости от потребностей компании и сезонности.
  4. Вывод по допустимому циклу оборота товарно-материальных ценностей. С ростом объемов выручки, должна снижаться величина ассортимента на складе, поэтому в идеале нормативный показатель должен быть равен или меньше среднего значения. Следует учитывать, что слишком малое количество остатков товаров свидетельствует о возможном пробеле в политике закупок. Если своевременно не спрогнозировать такую ситуацию, фирма получает риски попасть в дефицит, при котором отгрузки ключевым клиентам не будут выполнены.

Пример расчета

Рассмотрим на примере порядок вычисления коэффициента оборачиваемости готовой продукции по формуле:

Компании «Стройметалл» понадобилось определить нормативное значение критерия для товарной категории – Профнастил С20. Цифра должна отражать результаты работы за год, поэтому бухгалтерия предоставила данные сразу за несколько аналогичных отрезков времени:

Коэф.об-ти:

  • 2015 = 16,4
  • 2016 = 12,1
  • 2017 = 13,4
  • 2018 = 14

Исходя из этих цифр, можно посчитать показатель по рассмотренному выше алгоритму:

Коэф.об-ти.ст = 16,4 + 12,1 + 13,4 + 14 / 4 = 13,975

Чтобы вывести из полученного значения норматив, необходимо сравнить его с предыдущими периодами и учесть при этом баланс между ростом выручки и снижением запасов. Если для Профнастила С20 рост доходов от года к году сопровождался уменьшением остатков, то цифру 13,975 можно принять за эталонный критерий.

В ситуации с падением прибыли потребуется произвести обратные вычисления, которые покажут, какое количество металла требуется держать на складе для поддержания стабильного уровня продаж.

В итоге компания «Стройметалл» сможет установить полученный коэффициент оборачиваемости готовой продукции на несколько лет для контроля за сбытом и определить планку, ниже которой не стоит снижать остатки изделий на хранении. Для большей точности в данном случае от года к году достаточно применять корректирующую ставку.

Рассмотренный алгоритм позволяет эффективно оценивать и использовать оборотные средства предприятия. На его основании руководство сможет своевременно получать информацию и предупреждать риски возникновения неликвидов или дефицита ассортимента. При необходимости подобный расчет выполняется на меньшие отрезки времени, например, поквартально. Таким образом предприниматель сможет оценить свою систему сбыта на короткой дистанции и устранить эффект сезонности из планирования закупок.

Важная новость для подписчиков!

logo
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте все статьи практического пособия по маркетингу и продажам - журнала «Коммерческий директор» без ограничений.

Доступ действует 3 дня. Активируйте его сегодня и используйте полезные идеи для роста продаж.

Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.