Импортозамещение в России-2015: чем обернется кризисная политика для компаний

31360
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Государство планирует опираться на бизнес-инициативу в области импортозамещения и помогать компаниям, которые хотят расти. При этом власти обещают создать условия для равноправного диалога бизнеса и государства. О том, чем обернется новая кризисная политика для отечественных компаний, и хватит ли финансирования импортозамещающим проектам – читайте в нашей статье.
Антон Данилов-Данильян,
председатель Федерального межотраслевого совета, «Деловая Россия»; кандидат экономических наук

В этой статье вы прочитаете:

  • ​Чем обернется импортозамещение в России-2015 для бизнеса
  • Какую стратегию импортозамещения выбрали власти
  • Куда обратиться за финансированием проектов импортозамещения

Импортозамещение в России-2015 – это главный экономический ориентир государства в санкционной борьбе с западом. До недавнего времени импортозамещение стихийно и более или менее успешно осуществлялось в различных секторах экономики. В 2014 году санкции западных стран и предпринятые российской стороной ответные шаги привели к тому, что стратегия импортозамещения стала одним из приоритетных направлений деятельности российского правительства. Как бизнес может поучаствовать в реализации этой стратегии и какую помощь государство готово оказать компаниям на данном этапе и в перспективе?

Импортозамещение — это создание таких условий, при которых отечественные производители могут конкурировать с зарубежными компаниями на честных рыночных основаниях. Можно выделить десять основных проблем, решение которых будет способствовать успешной реализации этой стратегии в России. Какие шаги уже предпринимаются в этом направлении?

Импортозамещение в России-2015: полное или частичное

В той или иной степени стратегия импортозамещения реализуется во многих отраслях уже 25 лет. Например, доля импортных комплектующих в некоторых отраслях российской оборонной промышленности составляет сегодня около 7–12%, в большинстве же секторов оборонно-промышленного комплекса (ОПК) эта проблема уже решена. То же можно сказать и о некоторых отраслях химической промышленности, о производстве специальных кормов для речного рыбоводства. В значительной степени мы самообеспечены в области птицеводства и пивоварения, а также в большинстве других подотраслей сельского хозяйства, хотя отдельные кормовые и другие компоненты в России до сих пор не производятся. У нас организовано много видов конечной сборки изделий (например, в автомобилестроении), однако узлы и агрегаты по‑прежнему в основном импортные.

В отраслях, не связанных с ОПК, наличие импорта, который обеспечивает высокий уровень конкуренции и способствует развитию отечественного производства, на мой взгляд, даже полезно. В некоторых областях (таких, как бытовая техника, одежда, мебель) доля импорта может достигать 60–70%. Если же речь идет о товарах первой необходимости, о жизнеобеспечении, то нам следует создать возможности для того, чтобы быстро развернуть альтернативное производство в случае ограничений на ввоз таких товаров и услуг. Весьма перспективны станкостроение (особенно малосерийное), приборостроение, производство специальных материалов и сплавов, включая композитные. Большой потенциал мы видим в отрасли строительных материалов самого разного профиля — от шурупов и мебельной фурнитуры до лаков, красок и инструментов. Создав условия для занятия соответствующими видами бизнес-деятельности, государство может наладить импортозамещение одновременно по целому ряду направлений, не мучаясь вопросом, с чего начать. Главное — смелее опираться на бизнес-инициативу, помогать компаниям, которые хотят расти.

Как стратегия импортнозамещения отразится на компаниях

Для эффективного развития импортозамещения в каждой отрасли, где это возможно, необходимо перейти от ручного управления к системной работе с профильным предпринимательским сообществом, обеспечить набор стимулов, а также наладить процессы, связанные с оказанием финансовой помощи предприятиям, которые участвуют в импортозамещении, снятием административных барьеров и мониторингом отраслевых процессов.

Схема организации системного импортозамещения. Прежде всего проводится анализ рынка импортируемой продукции в каждом секторе экономики с точки зрения возможности ее производства в России. С российскими импортерами, ввозящими соответствующий товар, обсуждаются способы минимизации их издержек на приобретение отечественных товаров. Им задается главный вопрос: готовы ли они перейти на закупки отечественной продукции примерно такого же качества и по более низкой цене (в частности, за счет отсутствия импортной пошлины)? Если импортеры заинтересованы в закупке российских аналогов, то с ними подписываются протоколы о намерениях, подтверждающие их потенциальный спрос на соответствующую российскую продукцию после того, как будет налажено или расширено ее производство. Компаниям, переориентировавшимся на выпуск российских товаров, это гарантирует сбыт продукции, а банкам, кредитующим импортозамещающие проекты, дает уверенность в платежеспособности заемщиков.

Для совместного финансирования каждого подобного проекта, помимо российских импортеров и банков, могут привлекаться иностранные производители соответствующих товаров: это позволяет им хотя бы частично избежать убытков в случае полной потери российского рынка.

Со стороны государства в подобном импортозамещающем проекте могут принять участие Фонд развития промышленности, Внешэкономбанк, МСП Банк и другие государственные институты развития. Например, Агентство кредитных гарантий (АКГ) сегодня предоставляет финансовые гарантии на сумму до 70% банковского кредита, если у заемщика не хватает залогов. Кстати, в этом случае ставки банков, предоставляющих кредит, падают на 2,5–3%. За полгода работы АКГ выдало уже более 250 гарантий, а сейчас в приоритетном порядке рассматривает импортозамещающие проекты. Таким образом, финансирование импортозамещающих проектов, в том числе государством, уже осуществляется на доступных и выгодных условиях.

Как стратегия импортозамещения поможет бизнесу

«Деловая Россия» предложила создать специализированный департамент (или подведомственный институт) в рамках Минпромторга или Минэкономразвития, консультационная и организационная деятельность которого охватила бы практически всю российскую экономику, в том числе в области содействия импортозамещению. В феврале заработала комиссия Общественного совета Минпромторга под моим руководством, в рамках которого около 70 координаторов станут собирать информацию о состоянии дел в соответствующих подотраслях (по 20 подотраслей на каждого), о степени зависимости от импорта и о том, какие барьеры сегодня  мешают развитию бизнеса в этих секторах экономики. В ближайшем будущем координаторы начнут ежемесячно встречаться с директорами и собственниками организаций, которые получат площадку для обсуждения основных проблем своих подотраслей и способов их преодоления.

Координаторы обобщат и проанализируют результаты таких совещаний (например, как изменилась ситуация в подотрасли по сравнению с предыдущей встречей, насколько обострились или сгладились те или иные проблемы), после чего представят их курирующему заместителю начальника соответствующего департамента или института, который подготовит предложения по преодолению выявленных проблем на законодательном или ином уровне. К этой информации получат доступ члены общественных советов Минпромторга и Минэкономразвития, а также общественные организации бизнеса («Деловая Россия», Торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей, объединение предпринимателей «Опора России»). Тогда обсуждение проблем бизнеса приобретет открытый характер, а лоббирование узкопрофильных интересов будет сведено к нулю.

Бизнес-сообщество сможет активно и систематически взаимодействовать с государством и рассказывать властям о трудностях, а также контролировать ход принятия решений по злободневным вопросам.

Какие возможности появятся с реализацией государственной информационной системы

С 1 июля 2015 года вступит в силу закон «О промышленной политике». Один из его разделов посвящен реализации государственной информационной системы промышленности (ГИСП), частью которой станет Национальный центр поддержки импортозамещения (НЦПИ). Центр должен решить еще одну проблему в области содействия импортозамещению, заключающуюся в том, что многие отечественные поставщики продукции не знают всех потенциальных заказчиков. Заказчики сотрудничают с привычными (часто зарубежными) поставщиками продукции, не задумываясь об альтернативе. Во многом это связано с тем, что если вы регистрируете предприятие по коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, то можете описать деятельность компании с помощью только одного такого кода.

Например, вы производите фаянсовую и пластмассовую посуду; однако кода «Посуда» в классификаторе до последнего времени не было, а есть «Пластмассовые изделия» и «Фаянсовые изделия», поэтому придется выбирать что‑то одно. Гораздо удобнее, если деятельность предприятия будет описана всесторонне, чтобы потенциальные заказчики могли легко найти вас и увидеть весь спектр ваших возможностей.

В каждом регионе мы надеемся создать отдельный информационный центр поддержки импортозамещения, который будет иметь базу данных поставщиков (информация о технологическом профиле компании и ее сертификации), заказчиков (информация о спецификации заказываемой продукции и услуг и об условиях поставок) и возможностей, которые они предоставляют.

Не исключено, что в рамках функционирования этих подразделений мы будем помогать поставщикам отечественной продукции искать выгодные заказы, разрабатывать бизнес-планы, проводить технологическую и финансово-экономическую экспертизы, организовывать финансирование. К этой работе подключим государственные (например, Высшую школу экономики) и частные (скажем, «Эксперт Системс») организации. К 1 июля будут сняты административные барьеры и приняты все акты, способствующие созданию ГИСП, после чего вся информация о российских компаниях, которые хотели бы стать участниками системы, будет постепенно концентрироваться в НЦПИ.

Если вы хотите расширить круг заказчиков и максимально полно представить компанию на рынке, направьте в НЦПИ соответствующую информацию (о текущем производстве товаров, имеющихся и потенциальных производственных мощностях; об используемых технологиях; о возможности участия в тех или иных тендерах). Если вы — заказчик продукции или услуг, сообщите, какие товары вам необходимы для бизнеса, почему вас не устраивает тот или иной товар, который вы сейчас закупаете, в каких импортных цепочках вы задействованы и на каких условиях могли бы перейти на потребление российских аналогов продукции. Если вы занимаетесь бизнес-деятельностью сразу по нескольким направлениям, предоставьте данные о каждом из них.

В ближайшие два-три года государственная информационная система промышленности превратится в электронный портал. Достаточно будет заполнить формуляр на сайте, и вашу компанию автоматически отнесут к соответствующей категории (или, в зависимости от профиля деятельности, сразу к нескольким). Разумеется, информация предоставляется на добровольных началах. Однако на госзаказы смогут претендовать только компании, данные о которых будут в базах НЦПИ, и если вы не предоставите сведений о себе, для вас, возможно, будет ограничен доступ к госзакупкам.

Какие возможности дает собственная вертикально интегрированная торговая сеть

Многие российские производители — преимущественно сельскохозяйственной продукции — жалуются, что им трудно выйти в крупные торговые сети, особенно те, которыми владеют зарубежные компании. Иностранные торговые сети соблюдают европейские стандарты, касающиеся определенных параметров продукции (например, формы или веса овощей), которым часто может соответствовать только весьма ограниченное количество зарубежных производителей. Отечественные производители работают по российским стандартам качества, которые сильно отличаются от зарубежных. Иногда они более жесткие (например, по наличию вредных веществ), а иногда — более либеральные (скажем, по форме продуктов, их упаковке). Кроме того, финансовые условия, которые выдвигают крупные торговые сети и на которые легко идет иностранный производитель, неприемлемы для многих российских компаний.

Импортозамещение в России-2015: чем обернется кризисная политика для компаний

Мы разработали логистический проект, способный решить обе проблемы1. Он актуален для любой отрасли, поставляющей товары в торговые сети. Если представить, что существует некий собственник всей агрологистической продовольственной цепочки, который содержит агроферму, занимается первичной переработкой продукции, производит упаковку товаров и владеет торговой сетью, то получается, что затраты и получение прибыли можно или равномерно распределить по всей цепочке, или сконцентрировать в каких‑то звеньях. То есть, если бы российские производители могли объединиться по принципу вертикальной интеграции2, их основной задачей стало бы получение не максимальной прибыли на финальной торговой фазе при продаже товаров по завышенным ценам, а заработка для всей цепочки. И компании, участвующие в цепочке, смогли бы сами решать, на какой стадии производства можно и нужно оптимизировать прибыль.

1Эта бизнес-идея уже разработана до определенной «дорожной карты». Любой заинтересованный предприниматель может обратиться в «Деловую Россию» за поддержкой в реализации проекта.  
2Вертикальная интеграция в микроэкономике — это владение одним собственником или группой собственников всеми бизнес-процессами, технологиями и инфраструктурой в рамках производства товара или услуги.  

Кроме того, если бы у описанного нами российского собственника или группы компаний была развита собственная торговая сеть, тогда их продукция, соответствующая российским стандартам качества, свободно попадала бы на прилавки магазинов сети. На торговой фазе реально было бы даже снизить цены, потому что прибыль можно получать в другом звене агрологистической цепочки, будь то производство мяса или создание упаковки. Таким образом, комплексный, «вертикально интегрированный» собственник может выиграть конкуренцию у чисто монопрофильных торговых сетей благодаря низким ценам и качеству отечественных продуктов. При этом появление на рынке нового игрока, объединяющего целый ряд производств и на равных конкурирующего с другими торговыми сетями, никак не противоречит антимонопольному законодательству.

К тому же большой торговой сети охотнее предоставят кредит с низкой ставкой: банкам такие проекты интересны, так как при налаженной работе целой системы предприятий риск невозврата или просрочки кредита заметно снижается.

Куда обращаться за дополнительными источниками финансирования

Сегодня на сайтах многих министерств, государственных органов и организаций представлена информация о разных формах финансовой поддержки, которую оказывает непосредственно это ведомство, например, в виде субсидирования процентной ставки или с помощью собственных институтов (Фонда развития промышленности в Минпромторге, Внеш-экономбанка, Фонда Бортника, Роснано, Российской венчурной компании).

Сейчас создается единый государственный электронный портал для предпринимателей, где сразу можно будет получить комплексную информацию о том, в какие государственные (или частные) банки, фонды или институты и на каких условиях вы можете обратиться за финансированием в зависимости от профиля деятельности вашей компании. Это может быть кредит на выгодных условиях, помощь от государственного или частного фонда и многое другое. Останется выбрать, с какими организациями вы хотите работать, и определить самые выгодные условия представления отчетности. Агентство стратегических инициатив уже выполнило основную часть этой работы, и на сайте АСИ можно с ней ознакомиться. Не исключено, что такой портал может появиться уже этим летом.

Антикризисный план правительства

Премьер-министр Дмитрий Медведев 27 января подписал антикризисный план по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. Приоритетные направления деятельности российского правительства — поддержка импортозамещения и развитие малого и среднего бизнеса; всего намечены 60 мероприятий. Полный текст распоряжения доступен на официальном сайте Правительства РФ.

До конца марта 2015 года 10 млрд руб. направят на поддержку сельского хозяйства, 5 млрд — на кредитные субсидии предприятиям.

Для предоставления финансовой помощи промышленным предприятиям, реализующим проекты импортозамещения, разработан механизм субсидирования уплаты процентов по привлеченным кредитам. В рамках постановления правительства, проект которого должен быть представлен к 27 февраля 2015 года, предлагается субсидировать 90% ключевой ставки по новым рублевым кредитам, привлеченным после 16 декабря 2014 года (или после 16 декабря 2014 года заключено дополнительное соглашение к кредитному договору об увеличении процентной ставки), в том случае если ставка не превышает 30% годовых. Максимальный размер субсидии для одного предприятия составит 150 млн руб., а всего на финансирование этого проекта будет выделено 20 млрд руб. без учета оборонно-промышленного комплекса.

Для заключения договора о предоставлении субсидии компания должна будет не позднее 1 ноября 2015 года представить в Минпромторг сопроводительное письмо, заверенную в компании выписку из ЕГРЮЛ, копию кредитного договора с графиком погашения кредита и уплаты процентов по нему, справку о деятельности организации и импортозамещающей промышленной продукции, выпускаемой организацией в 2014–2015 годах.

«КД» по материалам открытых источников

Информация об авторе и компании


Антон Данилов-Данильян в 1988 году окончил экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. С 1991 по 1996 год работал в Администрации Президента РФ, с 1997‑го по 2004‑й возглавлял Экономическое управление Президента РФ. В настоящее время — сопредседатель «Деловой России», главный аналитик ОАО «ОПК «Оборонпром», председатель Комитета по взаимодействию с миноритарными акционерами Сбербанка России.

«Деловая Россия» — общественная организация, объединяющая российских предпринимателей для взаимодействия бизнеса и государства. Образована в 2001 году. Представлена в 77 субъектах Российской Федерации, включает в себя 30 комитетов и 79 отраслевых отделений.

Официальный сайт — www.deloros.ru


Понравилась статья? Делитесь с коллегами – пусть оценят!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль