Как открыть службу доставки и окупить ее за год

1115
Сервис транспортировки покупок до заказчика играет значительную роль в завоевании симпатий клиента и вместе с тем часто бывает чужим — на нем продавец ничего не зарабатывает. А мог бы, имей он собственную службу доставки.
Как открыть службу доставки и окупить ее за год
Фото: Shutterstock
 
Иван Ромайкин,
совладелец, коммерческий директор, «Альянс» Сервис

В этой статье вы прочитаете:
  • Как организовать службу доставки с нуля 
  • Как использовать службу доставки для повышение лояльности клиентов

О том, как открыть службу доставки и нужна ли она на собственном предприятии, задумываются многие руководители. Однако плюсов у этой идеи больше, чем минусов. Как показывает практика, организация службы доставки позволяет расположить к себе покупателей и надолго привязать их к своей компании. 

Интернет-магазин по продаже техники (телевизоры, плазменные панели и пр.) мы с партнером создали три года назад. Уже можно сказать, что получилось: нашли источник товара по хорошим оптовым ценам, постепенно договорились об удобной для нас системе отношений (работали без предоплаты). Сразу же задумались, как организовать службу доставки. Первый год заказы возили на своих машинах. Когда объем увеличился, разместили на складе поставщика группу обработки и отправки заказов, что позволило улучшить качество обслуживания клиентов. В первый год было всего 10 заказов в день. Сейчас в обычные дни — 25–30, в хорошие — до 60. Это наш физический предел, обслуживать больший объем заказов мы не в состоянии. 

Спустя время мы улучшили организацию службы доставки товаров и теперь можем предложить покупателям два варианта. Первый — это наемные водители на своем транспорте, небольших грузовых машинах, таких как Hyundai Porter, «Соболь»; им не нужен пропуск в центр Москвы. Второй вариант — торговый центр, который использует ту же продукцию, что и мы, и централизованно доставляет товары нашим заказчикам. То есть получается, что мы отдаем им часть заказов.

Доставка каждого заказа примерно 600 руб., цена вполне рыночная, платит клиент. Сюда входят доставка до двери, подъем на лифте, проверка техники при передаче. В таком случае водитель — единственное лицо, которое видит клиент при покупке техники в нашем магазине. Он сам и проверяет товар, и грузит его, и отвечает на все вопросы покупателя. 

Конечно, хотелось бы, чтобы водитель способствовал продвижению продукции нашего магазина, формированию лояльности покупателей. Ведь основное впечатление о работе интернет-магазина у клиента формируется в момент доставки товара: кто его привез, вовремя ли, как выглядит представитель компании (в нашем случае — водитель), как он себя ведет, знает ли товар, которым торгует магазин.

Однако водитель не заинтересован в рекламировании нашего магазина, пока заказываем доставку мы, а платит клиент. Это плохо для нас. И кстати, для клиента тоже: он не застрахован от возможного непрофессионализма и недисциплинированности водителя.

Как открыть службу доставки и сколько придется потратить

 

Как открыть службу доставки и окупить ее за год

Мы изначально планировали открыть собственную службу доставки. Но в какой форме ее лучше создать? Обсуждали два варианта: приобрести транспорт в собственность фирмы и принять водителей в штат или организовать новую, дочернюю или независимую, компанию. По совету бухгалтера мы остановились на втором варианте, так существенно проще: обособить этот сервис, развести денежные потоки от продаж и доставки и оценить рентабельность и прибыльность нового направления.

Для начала ограничьтесь тремя-четырьмя машинами. Мы хотим взять два небольших грузовичка («Соболь» или импортный автомобиль с аналогичными грузовыми характеристиками) и две легковые, но с кузовом. Водители на окладе и с бонусами за превышение плана (за дополнительные рейсы). В Москве реальная загрузка одной машины на день — 7–10 заказов. Можно, конечно, и больше. Так происходит в пиковые дни, тогда водитель развозит до 20 заказов, а последний — после трех часов ночи. Но это работа на износ.

Самое сложное — определить сумму, которую мы готовы инвестировать в покупку транспорта, точнее, в выбор конкретных моделей и качества самих машин. Это могут быть новые или подержанные машины. Сейчас мы ведем переговоры о размере кредита; видимо, в зависимости от его размера и будем принимать решение.

Дальнейшие наши шаги — наращивать продажи, увеличивать число заказов и, расширяя парк автотранспорта, обеспечивать оперативную доставку за счет четкого деления города на зоны между водителями, чтобы каждый работал в своем районе. И кстати, большой вопрос, какая из двух наших компаний, магазин или транспортная, через пару лет окажется более доходной.

Оцените преимущества. Наши расчеты (таблица) показывают, что организация службы доставки окупит первоначальные инвестиции менее чем за год. Кроме того, появится возможность дополнительно зарабатывать, так как транспортные услуги востребованы не только нами, но и сотнями других небольших компаний, которые не в состоянии содержать собственный парк машин. В свободное время наши водители могли бы выполнять заказы таких фирм.

Как открыть службу доставки и окупить ее за год

Примечание к таблице: 1. Сумма (млн руб.) представлена из расчета затрат на приобретение четырех машин.
 
Свой автопарк позволил бы снизить стоимость доставки и получить конкурентное преимущество. Хотя демпинговать, конечно, не хочется. Если средняя на рынке цена доставки — 600 руб., снижать ее специальным образом нет никакого смысла.

Мы можем получить преимущество в скорости доставки, так как не будем зависеть от посторонних людей. Есть большая разница: вольный водитель, который сегодня один, завтра другой, или сотрудник на зарплате, которого можно контролировать. Мы могли бы более грамотно распределять между водителями заказы по маршрутам, чтобы доставлять товары вовремя и без срывов.

Водитель — единственное лицо, которое может представить компанию при контакте с клиентом. И на самом деле только от него зависит, обратится ли этот клиент к нам во второй раз или разочаруется и уйдет к конкуренту. Поэтому, решившись открыть службу доставки на своем предприятии, мы не пожалели бы средств на его обучение общению с клиентами, знанию товара и его особенностей, на покупку эффектной форменной одежды с нашей символикой. Еще одна приятная новость: мы можем использовать наш транспорт для рекламы магазина, украсив его аэрографией или наклейками.

Как открыть службу доставки и окупить ее за год

Информация об авторе и компании


Иван Ромайкин родился в Москве, получил высшее техническое образование. В 2002–2006 годах возглавлял «Мастерскую Ильи Журавлева», был членом правления Гильдии кузнецов. С 2007 года — совладелец компании «Альянс» и коммерческий директор интернет-магазина www.BT100.ru

«Альянс» специализируется на электронной торговле аудиовидеотехникой, создан в 2007 году. Официальный сайт и интернет-магазин — www.BT100.ru 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Читайте в ближайших номерах журнала "Коммерческий директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Выбор редактора

      Дайджест самых нужных статей

      Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

      Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
      Амина Атавова.

      Читать сейчас




      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Коммерческий директор» –
      профессиональный журнал коммерсанта

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62255 от 03.07.2017

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      Яндекс.Метрика
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль