Торговая кодировка: история штрихового кода

41390
Через пару лет X5 Retail Group планирует внедрять в ритейл нанотехнологии. Она запустит проект умного магазина: товар будут помечать специальными радиочастотными метками, что позволит продавцам в онлайн-режиме отслеживать весь путь продукта, от склада до корзины покупателя. Пока же вся информация о товаре содержится в штрихкоде. Эта технология была создана американцами еще в 1948 году, однако поначалу оказалась нерентабельной, поскольку предполагала использование дорогих ультрафиолетовых чернил. Помогла азбука Морзе: в системе автоматического считывания информации стали использовать технологию звуковой дорожки и запатентовали эту идею в 1952 году. Первым товаром со штрихкодом стала жевательная резинка Wrigley’s.
Торговая кодировка: история штрихового кода
Фото: Shutterstock

В разные времена продавцы по-разному кодировали сведения о товаре. Русские купцы три века назад придумали простой и оригинальный способ: они держали на виду секретные данные, предварительно зашифровав их при помощи букв. Об этом методе в своей «Занимательной арифметике» рассказал известный отечественный математик Яков Перельман.

В XIX веке бродячие торговцы удивляли покупателей двумя особенностями. Во-первых, они помечали свой товар на первый взгляд бессмысленными сочетаниями букв, например «аве» или «вуо». Во-вторых, они могли долго торговаться, однако никогда не забывали точную цену. На самом деле ее не запоминали, а записывали, причем так, чтобы покупатель не смог прочитать. Для этого использовали простейшую систему шифрования: выбирали любое слово из десяти букв, каждой из которых присваивали значение одной цифры первого десятка, прямо по порядку; первая буква слова соответствовала единице, вторая — двойке, и так до девяти, десятая буква обозначала ноль. Далее цифры переводили в буквы — и товар стоимостью 1,34 руб. помечался буквами «пав» (если кодовое слово — «правосудие») или «туд» (если кодовое слово — «трудолюбие»). Эти буквосочетания напоминали торговцам о первоначальной стоимости товара, чтобы они случайно не продали его себе в убыток, уступая покупателю в торге.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль