Начинающий менеджер по продажам: 10 типичных и непростительных ошибок

15668
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Новичкова Нина
директор по продажам, Adecco Group Russia
Начинающий менеджер по продажам, как и все новички, склонен допускать непростительные ошибки, способные загубить не только его личную репутацию, но и репутацию компании. От каких ошибок следует остеречь менеджеров-новичков читайте в нашей статье.

Начинающие менеджеры по продажам чаще всего выбирают эту профессию по следующим причинам: либо они надеются таким образом заработать легкие деньги, либо не могут найти другую работу. Первые хватаются за все сразу, надеясь компенсировать отсутствие опыта чрезмерной активностью. Вторые, наоборот, пассивны и пускают все на самотек. В результате и те и другие допускают массу ошибок новичков, которые нередко дорого обходятся компании.

Вы, как коммерческий директор, можете застраховать свою компанию от промахов начинающих менеджеров по продажам. Во-первых, не поддавайтесь соблазну и не поручайте даже очень активному и внушающему доверие новичку работу с ключевыми клиентами. Во-вторых, зная о типичных ошибках начинающих менеджеров, подумайте, как можно их предупредить.

Ошибка начинающего менеджера по продажам №1

Неумение определить перспективного клиента. Часто новичок в погоне за объемом продаж старается нахватать как можно больше заказов, не задумываясь о том, реальные они или нет. Потратив массу времени на сомнительных клиентов, менеджер упускает всех перспективных. В итоге он может совсем ничего не продать.

Как не допустить? Недостаточно просто рассказать новичку о целевой аудитории вашей компании — необходимо объяснить, по каким признакам она определяется. Если целевая аудитория узкая, то стоит составить портрет потребителя. Если размытая, то опишите в целом, как ведет себя ваш реальный клиент. Например, он просит выслать не только спецификацию, но также смету и техническое решение; в его лексиконе есть определенные термины; он редко просит сразу выставить счет.

Ошибка начинающего менеджера по продажам №2

Поверхностные знания о продукте. Начинающий менеджер зачастую думает, что клиенты плохо разбираются в ваших продуктах, особенно сложных, и поэтому считает достаточным сообщать лишь основные характеристики товара. Однако, если попадается более или менее подготовленный потребитель, новичок попадает впросак и теряет клиента.

Как не допустить? В идеале у вас должна быть программа адаптации новых менеджеров по продажам, содержащая в том числе пункт об обучении. Например, в некоторых компаниях предусмотрены доплаты сотрудникам, которые хорошо изучили какой-то продукт и готовы презентовать его коллегам. Другие используют игры, в ходе которых один из сотрудников играет роль дотошного клиента и засыпает второго игрока каверзными вопросами. Такие игровые формы обучения помогают лучше запомнить информацию. Что касается самообразования, то я всегда советую начинающим менеджерам поставить себя на место клиента, взглянуть на продукцию компании его глазами и представить себе вопросы, которые могут возникнуть у потребителя.

Но если ваш товар довольно сложный и велика вероятность того, что новый сотрудник все равно столкнется с вопросом, на который не сможет ответить, то порекомендуйте ему всячески избегать фразы «Я не знаю». Лучше вместо ответа, подметив осведомленность потребителя, предложить ему пообщаться с экспертом. Если это не телефонный разговор и встреча происходит не на территории компании, стоит тут же созвониться с более опытными коллегами и попросить их дать консультацию или пообещать прислать подробное описание товара.

Если нет возможности уделять достаточно внимания всем новичкам (например, их много), купите каждому сотруднику книгу об организации времени и дайте неделю на ее прочтение, предупредив, что по истечении семи дней будет проведен соответствующий тест.

Ошибка начинающего менеджера по продажам №3

Неумение слушать клиента. Менеджер, хорошо изучивший товар, может впасть в другую крайность и начать увлеченно расписывать его преимущества, не давая собеседнику вставить ни слова, вместо того чтобы сначала выяснить потребности клиента. В результате у потребителя создается вполне обоснованное впечатление, что ему пытаются что-то навязать.

Как не допустить? Проведите мастер-класс для ваших сотрудников. Сначала расскажите им, что успешный менеджер — не тот, кто без конца расписывает свой продукт, а тот, кто умеет слушать клиента и задавать уточняющие вопросы. Объясните, что абсолютному большинству людей нравится говорить о себе, поэтому, чтобы разговорить клиента, необходимо узнать о его проблемах, задачах, желаниях и планах и только потом переходить к предложению товара или услуги (рисунок 1). Рассказывая о продукте, нужно уметь делать паузы, предоставляя клиенту возможность выразить свое мнение и задать вопрос.

Не стоит бояться обсуждать наравне с плюсами и минусы продаваемого товара — такой подход создаст атмосферу доверия, клиент увидит в продавце советчика. И даже если потребитель не сразу примет нужное решение, почва для дальнейшего сотрудничества будет заложена.

Чтобы избежать ошибок новичка, после теоретического объяснения обеспечьте начинающему менеджеру по продажам немного практики — отправьте новичка на переговоры с клиентом. Только не в качестве переговорщика, а как безмолвного ассистента одного из самых опытных sales-менеджеров. Пусть он окунется в атмосферу переговоров и поучится их ведению.

Начинающий менеджер по продажам: 10 типичных и непростительных ошибок

Ошибка начинающего менеджера по продажам №4

Неправильная подача информации. Иногда, наслушавшись непрофессиональных советчиков, неопытные менеджеры считают нужным заходить издалека, пытаясь таким образом подготовить клиента. Но при нынешнем ритме жизни люди не располагают большим количеством времени, чтобы выслушивать пространные речи. В результате менеджер, озвучивая свое длинное предложение, может просто не успеть перейти к сути. К тому моменту, когда он начнет непосредственно предлагать товар или услугу, его уже перестанут слушать.

Как не допустить? Во-первых, посоветуйте своим новым сотрудникам, начиная разговор с клиентом, всегда спрашивать: «Каким временем вы располагаете?» — и в зависимости от ответа строить разговор. Во-вторых, снабдите их алгоритмом беседы. Лучше, если в зависимости от специфики целевой аудитории вы разработаете свой сценарий, но некоторые пункты могут быть общими (рисунок 1).

Начинающий менеджер по продажам: 10 типичных и непростительных ошибок

Ошибка начинающего менеджера по продажам №5

Разочарование при неудаче. Начинающие продавцы очень остро воспринимают любую неудачу. Некоторых это подстегивает, а некоторых может сломить.

Как не допустить? Научите ваших сотрудников менять минус на плюс. Например, если работа новичков связана с холодными звонками, ободрите их статистикой, объяснив, что только каждый 15-й человек соглашается на то, что ему предлагают. В результате менеджеры, предложением которых заинтересуется каждый 10-й, порадуются успеху.

Ошибка начинающего менеджера по продажам №6

Неумение планировать время. Это распространенная ошибка начинающих сотрудников. Одни не считают нужным что-либо планировать в принципе, другие просто не умеют это делать. Но такой, казалось бы, личный недостаток может крайне негативным образом сказаться на деятельности всей компании. Невыполнение данных клиентам обещаний, срыв переговоров, затягивание сделок — зачастую все это происходит из-за того, что менеджеры по продажам не умеют планировать свое рабочее время.

Как не допустить? Поручите директору по продажам совместно с новыми сотрудниками составить личный план работы каждого и в течение недели протестировать его реализуемость. Пусть новички четко исполняют все запланированное, а любое отклонение фиксируют. По окончании тестового периода необходимо совместно проанализировать результаты, скорректировать недостатки и опробовать уже новый план.

Рефрейминг — психологический прием, позволяющий замещать негативное восприятие позитивным или нейтральным и конструктивным, изменять взгляд человека на ситуацию, на самого себя и на свою работу.

Ошибка начинающего менеджера по продажам №7

Боязнь провалить сделку. Переживания, связанные с провалом, более всего свойственны новичкам, особенно в случае первой крупной сделки. Опасность заключается в том, что такие волнения часто деструктивно влияют на поведение сотрудника. Переполненный эмоциями, менеджер может вести себя с клиентом неадекватно, пытаться ускорить проведение сделки и неосознанно давить, что только насторожит или даже отпугнет заказчика.

Как не допустить? Работа менеджеров отдела продаж (особенно новичков) требует постоянной внутренней настройки. Вооружите их приемами рефрейминга. Покажите на примерах, как человек может менять свое отношение к одному и тому же факту. Лучше всего это сделать, взяв за основу конкретные ситуации и проиграв их.

Ошибка начинающего менеджера по продажам №8

Отсутствие подготовки к переговорам. Часто неопытные (особенно молодые) люди считают, что все основные вопросы решаются в ходе встречи, из-за чего, как правило, либо проваливают переговоры, либо не достигают конкретных договоренностей — в результате встречаться с клиентом приходится по несколько раз. Опытные же переговорщики в большинстве случаев на встрече лишь подтверждают достигнутые ранее договоренности и расставляют все точки над i, потому что изучение намерений клиента и выявление влиятельных лиц, их интересов и партнеров проводятся до переговоров. Кроме того, стороны договариваются о том, кто будет присутствовать на встрече, какую информацию нужно подготовить и т. п. Не проведя подобного зондирования, менеджер, приехав на переговоры, попадает на минное поле.

Как не допустить? Разработать форму подготовки к переговорам, которую каждый новый менеджер по продажам должен будет предоставить своему руководителю в заполненном виде. Кроме того, необходимо обучить новичка шаблонным фразам, которые выручат его в минуты волнения (рисунок 2).

Ошибка начинающего менеджера по продажам №9

Отсутствие follow up letter. Не написать письмо по результатам встречи с клиентом — это еще одна типичная ошибка начинающего менеджера по продажам. А ведь такое письмо не только производит хорошее впечатление, так как является проявлением вежливости, но и позволяет еще раз привлечь внимание клиента к вашему предложению. Хорошее follow up letter — и вы уже не такой, как все!

Как не допустить? Совет прост: подготовьте шаблон (шаблоны) такого письма, чтобы менеджеры по продажам не думали о том, как его написать. А чтобы сотрудники не забывали отправить письмо клиенту, создайте в форме отчета о проведенных переговорах графу, в которой новички будут отмечать, отправили ли они follow up letter.

Ошибка начинающего менеджера по продажам №10

Свободная форма одежды. Не каждому человеку нравится носить деловой костюм. Есть и такие, кто ни разу его не надевал и потому привык к свободному стилю. Люди, ранее не работавшие с клиентами, могут считать строгую одежду излишним требованием и противиться ему.

Как не допустить? Как бы то ни было, даже начинающий менеджер должен выглядеть достойно, то есть строго и по-деловому. Объясните новым сотрудникам, что именно такой внешний вид вызывает доверие у клиентов, а значит, увеличивает шансы на успех. Если же человек, несмотря на все объяснения, не желает поступиться своим свободным стилем, значит, вам стоит задуматься о его переводе в другое подразделение или о поручении этому сотруднику таких задач, которые не будут связаны с активными продажами.

Конечно же, данные советы могут показаться излишней формализацией работы менеджеров по продажам. Но не забывайте: речь идет о неопытных сотрудниках, нередко людях, не имеющих никакого представления о работе в отделе продаж. И в этом случае лучше перестраховаться, нежели провалить сделку или потерять лояльного клиента. Тем более что по мере того, как ваши новички будут набираться опыта, им можно будет предоставлять больше свободы.

Читайте в ближайших номерах журнала "Коммерческий директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Выбор редактора

      Дайджест самых нужных статей

      Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

      Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
      Амина Атавова.

      Читать сейчас




      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Коммерческий директор» –
      профессиональный журнал коммерсанта

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62255 от 03.07.2017

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      Яндекс.Метрика
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль