Мотивация ребенка к обучению: как настроить детей на успешную учебу

2376
Трудно сосредоточиться на работе, если дома вас ждет серьезная проблема, перед которой пасуют даже самые опытные профессионалы своего дела. Теперь в рубрике «Личное дело» мы будем стараться найти ответы и на личные вопросы наших читателей. Начнем с одного из самых больных: ребенок не хочет учиться.
Мотивация ребенка к обучению: как настроить детей на успешную учебу
Фото: Shutterstock

Анна Катлинская,
управляющий интернет-проектами, «Бэби-клуб»

В этой статье вы прочитаете:
  • Как организовать мотивацию ребенка к обучению
  • Как разговаривать с ребенком, чтобы мотивировать его к успеху
  • Три правды Льва Толстого об учителе и ученике

Мотивация ребенка к обучению схожа с мотивацией подчиненных.

Как часто можно услышать: «у ребенка нет мотивации» или «одни двойки — отберу ноутбук, будет ему стимул»… Родители и учителя непрерывно размышляют о том, как повысить мотивацию ребенка к учебе, а во взрослую жизнь та же проблема транслируется в виде споров о методах мотивации сотрудников.

Внутренняя мотивация сильнее

Так из чего складывается интерес к выполнению того или иного дела — как в детстве, так и во взрослой жизни? Что такое мотивация вообще? Это тесная взаимосвязь умения сделать чтолибо и желания это делать. И одно без другого работать не будет.

Самой мощной силой в познании мира считается внутренняя мотивация, когда ребенок тянется к знаниям, потому что ему доставляет удовольствие разбираться в этой теме, она ему интересна. И здесь абсолютно не нужно внешнее влияние — ребенок сам прикладывает усилия для достижения желаемой цели. Другое дело, когда обучение стимулируется внешней мотивацией ребенка к обучению, которая ориентирована на последствия обучения, например получение оценки или вознаграждения. В этом случае, как только внешнее влияние пропадает, угасает и стимул учиться. Да и до того учеба оказывается поверхностной, потому что интересен вовсе не процесс, а только результат.

Мотивация ребенка к обучению: как настроить детей на успешную учебу

Поощряем самостоятельность

Ребенок с самого рождения испытывает жажду исследования, желание быть самостоятельным, самому справляться с возникающими трудностями. Вот малыш учится ходить, держится за стеночку, но уже пытается отпускать руки и неуверенно переступает ногами. «Осторожно, не упади!» — говорят ему заботливые родители и подхватывают на руки. Но если все время ограждать его от приобретения собственного опыта, желание исследовать новое будет угасать, не войдет в привычку и не станет принципом жизни.

Еще пример. Ребенок забегался, захотел пить, побежал на кухню налить воды в стакан. Выступление родителя может выглядеть поразному: «Подожди, я сама тебе налью, а то кувшин еще уронишь» или «Стой, держи стакан крепче, не беги, смотри под ноги, а то уронишь, я тебя знаю».

Да, малыш еще неуверенно, но сам держит стакан с водой и, возможно, хочет сам поставить его на стол. А родитель перехватывает его своими «подожди», «уронишь», «поранишься». Ребенок пытался быть самостоятельным, но у него раз за разом отнимают возможность приобрести собственный опыт и навязывают информацию о том, что может произойти в случае неудачи. Стимулирует ли это малыша к дальнейшей самостоятельности? Нет.

Конечно, взрослые передают детям свой опыт, потому что хотят, чтобы они учились в том числе на родительских ошибках. Но при этом они не замечают, как своими словами и действиями отбивают у детей интерес к исследованию нового и принятию самостоятельных решений. Более того, у ребенка тает вера в свои способности или появляется страх допустить ошибку. Все это приводит к нежеланию даже пробовать делать чтото новое или вовсе к уверенности в том, что ничего не получится.

Вспомним себя, умных и опытных взрослых, когда нам говорят под руку: сделай так, а не иначе. Что мы чувствуем? Желание что-то делать как-то угасает или даже совсем пропадает…

Задача родителей — быть хорошими наблюдателями. Если ситуация не угрожает жизни и здоровью ребенка, нужно дать ему свободу исследовать окружающий мир, позволить проявить самостоятельность.Те уроки, которые он усвоит, будучи малышом, станут главными в сознательной жизни.

Отношение определяет результат

Многочисленные социологические исследования показывают, что с каждым годом неуклонно снижается стремление учащихся к достижениям в учебе, то есть угасает интерес к получению новых знаний. В чем причина?

Оказывается, что одного интереса к новой информации человеку недостаточно — нужно чувствовать еще и определенное отношение к себе со стороны окружающих. Так, сама личность учителя (и родителей) — его характер и принципы общения — мотивирует или демотивирует к обучению.

Например, выпускники школ говорят, что многие предметы им были неинтересны (хотя суть предмета они понимали), потому что не нравился преподаватель. И наоборот, кто-то выбрал себе специальность, близкую к тому предмету, который вел любимый учитель. Этот  момент нужно учитвывать в мотивации ребенка к учебе.

Еще одной человеческой потребностью является стремление к признанию и вниманию. И конечно, каждый ребенок хочет сам что-то делать и при этом ощущать себя способным и любимым. 

Взрослые должны всегда давать детям возможность исправлять свои ошибки, помогать им в этом и не слишком часто озвучивать отрицательные оценки их деятельности. Важно чаще хвалить ребенка и гордиться им уже за то, что он пробовал и трудился. Можно преподносить материал, подчеркивая: «Это очень трудная тема». А когда ребенок сделает задание, обязательно отметить, какой он молодец, что сам справился. Такой настрой приучает детей верить в себя, не бояться новых задач и незнакомых ситуаций.

Просто поговорить

Родители пробуют самые разные способы стимулирования у детей интереса к новым знаниям. Некоторые используют систему вознаграждения за пятерки. Безусловно, у ребенка появляется мотивация к выполнению задания, но само задание ему неинтересно, и выполняется оно поверхностно. Процесс размышления проходит совершенно по другому сценарию: не формируется тот исследовательский навык, который в будущем не раз поможет провести аналогию с другой задачей и обнаружить решение.

Можно говорить о каких-то поощрениях, просто не нужно вводить этот метод как постоянно действующую систему. Задача родителей — искренне порадоваться успехам ребенка и вместе отметить радостное событие.

Нельзя дать точных ответов на вопросы типа: «Как заставить ребенка учить математику?» или «Чем заменить выговор, если школьник получил двойку?» — необходимо в первую очередь правильно говорить со своими детьми. Об этом, кстати, написана отличная книга «Как говорить с детьми, чтобы они учились» (Адель Фабер, Элейн Мазлиш) — практическое руководство, прочитав которое взрослые смогут по-другому посмотреть на проблему мотивации ребенка к учебе.

Желание исследовать мир, внутренняя мотивация заложены в нас с самого рождения. Задача взрослых — не ограничивать детей в этом естественном стремлении, тогда в будущем не возникнет вопросов о повышении мотивации.

Три правды Льва Толстого об учителе и ученике

Проблема качественного обучения детей волновала людей во все времена. «Азбука» Льва Толстого, изданная в 1872 году, предназначалась для обучения детей чтению и содержала особую часть — «Общие замечания для учителя». Там можно прочесть весьма любопытные и актуальные до сих пор вещи.

Например, чем легче учителю учить (переписывание, диктование, чтение вслух без понимания со стороны учащихся, заучивание стихов), тем труднее ученикам учиться (не формируется навык размышлять). И напротив, чем труднее учителю, чем больше он сам учится, обдумывая каждый урок, чем внимательнее следит за ходом мысли ребенка, чем чаще вызывает на ответы, тем легче учиться ученику.

Все работает и сегодня, не правда ли? Если ребенку неинтересно на занятиях, слишком легко или слишком сложно или если он чувствует на себе психологическое давление, это отражается на его желании учиться.

Читайте в ближайших номерах журнала "Коммерческий директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Выбор редактора

      Дайджест самых нужных статей

      Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

      Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
      Амина Атавова.

      Читать сейчас




      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Коммерческий директор» –
      профессиональный журнал коммерсанта

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62255 от 03.07.2017

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      Яндекс.Метрика
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль