Как действовать в условиях непредсказуемости: секреты прусского генерала

1665
Карл Клаузевиц, знаменитый прусский военный историк и полководец наполеоновских войн, первым сформулировал принципы стратегии в условиях высокой непредсказуемости, когда эффективное планирование невозможно, а получаемая информация ненадежна.
Как действовать в условиях непредсказуемости: секреты прусского генерала
Фото: Shutterstock


Стратегия работы в условиях непредсказуемости  Карла Клаузевица – для ситуаций, когда случай и слепая удача значат больше, чем расчет, когда проверенные временем правила приводят к чудовищному поражению, а сумасшедшие идеи могут принести победу.

Клаузевиц считал, что истинный стратег рождается в обстановке неопределенности, когда события развиваются с головокружительной быстротой, а правила и принципы игры меняются на ходу. Он смог ясно сформулировать те идеи, которые позволяют даже в обстановке хаоса добиваться поставленных целей.

Принцип 1.

Нельзя действовать по строгим правилам, т.е. на основе теории. Набор инструкций и указаний не только не имеет никакой ценности, но и является источником самых чудовищных поражений. Теория войны, которую развивал Клаузевиц, вовсе не предназначена для того, чтобы сформулировать жесткие предписания «для пользования в поле». Вместо этого она должна «воспитывать ум будущего полководца, или, вернее, руководить им в самовоспитании, но не должна сопровождать его на поле сражения; так мудрый наставник направляет и облегчает умственное развитие юноши, не ведя его, однако, всю жизнь».

Принцип 2.

Недальновидно отрицать роль личности в достижении победы. Любая теория отрицает роль личности и утверждает, что она не может внести противоречие в стройную систему законов. Личность же действует наперекор установленным правилам и потому побеждает. Как правило, история успехов гениальных личностей ложится в основу новой теории, которая в будущем также будет опровергнута другими гениями.

Клаузевиц придавал большое значение роли полководца — лидера, который ведет за собой людей, управляет ими в условиях непредсказуемости, недостаточности информации. Он считал, что только настоящий лидер может действовать наперекор установленным правилам, а значит, побеждать. По мнению Клаузевица, такой человек — военный гений — должен обладать определенными способностями, которые гармонично сочетаются между собой, не преобладая одна над другой и не становясь одна поперек другой.

Принцип 3.

Клаузевиц был уверен в правомерности аналогии: «в бизнесе – как на войне». Он писал: «Гораздо более точным было бы сравнение ее [войны] не с искусством, а с торговлей, сферой, где также имеются конфликты интересов и действий. Еще ближе война к политике, которая в широком смысле может рассматриваться как разновидность торговли».

Клаузевиц определял войну как продолжение политики иными средствами. Но политические цели всегда будут главенствовать над целями военными. Политика стремится к укреплению власти государства, его безопасности, стабильности и возможности процветания в условиях соревнования с другими государствами. Война – это лишь крайнее средство такого соревнования, ограниченное во времени и пространстве. Война всегда ищет кратчайший путь к своему завершению, т.е. к миру.

Принцип 4.

Тактические и стратегические умения должны быть четко определены и разграничены.  Тактика отвечает за победу в отдельном бою, стратегия – за победу в войне. Стратегия всегда играет главенствующую роль. Бывают случаи, когда, проиграв все сражения в войне, государство все равно выигрывает и добивается своих целей, если четко и последовательно следует выбранной стратегии.

Принцип 5.

Цель стратегии, по Клаузевицу, – одержать победу, лишив противника возможности сопротивляться. Для этого его надо поставить в положение более тяжелое, чем жертва, которую мы от него требуем. Причем невыгоды этого положения должны, по крайней мере на первый взгляд, быть длительными, иначе противник будет выжидать благоприятного момента и упорствовать.

Знаменитые афоризмы Карла Клаузевица

Война – это продолжение политики иными средствами.

Война – неотъемлемая часть конкуренции, такой же борьбы человеческих интересов и поступков.

Пока противник не сокрушен, я должен опасаться, что он сокрушит меня: следовательно, я не властен в своих действиях, потому что противник мне диктует законы точно так же, как я диктую ему их.

Лучшая стратегия состоит в том, чтобы всегда быть возможно более сильным; это значит прежде всего – быть вообще сильным, а затем – и на решающем пункте.

Война – область опасности, мужество – важнейшее качество войны.

Война — область случайности: только в ней этой незнакомке отводится такой широкий простор, потому что нигде человеческая деятельность не соприкасается так с ней всеми своими сторонами, как на войне; она увеличивает неопределенность обстановки и нарушает ход событий.

Самое трудное – возможно лучше подготовить победу; это – незаметная заслуга стратегии, за которую она редко получает похвалу.

Как действовать в условиях непредсказуемости: секреты прусского генерала

Основная тенденция полководца должна сводиться к тому, чтобы добиваться намеченного генерального сражения и дать его при такой обстановке и при таком соотношении сил, которые обещали бы решительную победу.

Если бы от каждого из бойцов мы потребовали, чтобы он в большей или меньшей степени был военным гением, то наши армии были бы очень малочисленны.

Победа заключается не просто в захвате поля сражения, а в физическом и моральном сокрушении вооруженных сил противника.


Ознакомиться с главными мыслями из книги Карла Клаузевица «О войне» вы можете всего за 15 минут в Библиотеке «Главная мысль. Книги в кратком изложении». 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль