Ценности корпоративной культуры: 6 идей, которые удержат сотрудников

4040
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Лернер Фаина
руководитель службы организационного развития и HR, iFree, Санкт-Петербург
На рынке труда в сфере IT — почти идеальная конкуренция. Работодатели предлагают сопоставимые финансовые условия и соцпакеты, барьеров для перехода сотрудников очень мало. В таких условиях главным конкурентным преимуществом компании становится корпоративная культура: креативные решения в области нематериальной мотивации — главное оружие в борьбе за привлечение и удержание талантов.

Ценности корпоративной культуры способны не только побудить сотрудника работать лучше, но и удержать лучших специалистов. 

При обсуждении средств нематериальной мотивации невозможно обойти вопрос о ценности корпоративной культуры, потому что именно она определяет арсенал и специфику возможных инструментов. Это одинаково справедливо для любой компании — и для маленькой, и для транснациональной.

Наши ценности и культура компании были сформулированы на этапе создания компании. По сути, они отражены в названии и слогане, который оставался неизменным на протяжении десяти лет: «Будь свободным!». Компания изначально создавалась не просто как бизнес, а как среда, в которой могли бы работать, общаться и дружить люди, разделяющие единые ценности, такие как инициатива и развитие, доверие, ответственность, личность, взаимное внимание и поддержка. Поэтому главный акцент в корпоративной культуре был изначально сделан на неформальных, разнонаправленных коммуникациях, самостоятельной работе, лидерстве и активности.

1. Свобода и доверие

Свобода для нас отнюдь не абстрактная категория: в компании всегда было минимальное количество инструкций и правил, рабочий день строго не регламентируется, присутствие в офисе не является строго обязательным. Эффективность сотрудника оценивается прежде всего по конкретным результатам работы, степени его личной ответственности, умению самостоятельно формулировать задачи и расставлять приоритеты. В итоге сложилась комфортная и стимулирующая рабочая среда, позволяющая людям непосредственно контактировать и дружески общаться со всеми коллегами и даже владельцами компании: любой сотрудник может обсудить с ними свои идеи или проблемы. Мы считаем, что это основа основ корпоративной культуры.

Такая открытость вовсе не дань моде: для высокотехнологичных, инновационных рынков, на которых работает наша команда, гибкость и скорость решения задач играют ключевую роль. Свободный обмен мнениями и идеями здесь реальная жизненная необходимость, потому что продукт, не вышедший на рынок сегодня, завтра может уже не иметь никакой ценности.

Еще одна особенность компании — гибкий график работы, принятый в большинстве подразделений. Регламентированный рабочий день есть только в нескольких службах и отделах, там, где этого требует бизнес-необходимость. Остальные согласуют режим с руководством и внутренними заказчиками. Это спасает от лишнего стресса, вызванного поездками в часы пик, и от потерь времени в пробках. А поскольку практически все сотрудники компании пользуются ноутбуками, они могут работать в любой точке, где есть интернет, — дома, в кафе, за городом и т. д. Главное условие отсутствия человека на рабочем месте — оперативная связь. Конечно же, люди очень высоко ценят эту свободу и доверие.

Неформальные отношения, демократичный стиль общения, свободный график, возможность дистанционной работы… Может показаться, что такая корпоративная культура создавалась прежде всего с целью экономии затрат: не секрет, что компании, особенно небольшие, часто стремятся подобным образом компенсировать невысокие зарплаты. Однако у нас уровень материального вознаграждения всегда был одним из самых высоких в отрасли.

Расчет в другом: мы всегда считали за основу корпоративной культуры то, что теплая, дружеская атмосфера и комфортная рабочая среда являются надежным залогом высокой лояльности сотрудников. И время подтвердило правильность этой стратегии. Мы смогли сохранить команду и в ту пору, когда «охотники за головами» активно перекупали специалистов, и в пору кризиса, когда компания была вынуждена отказаться от соцпакетов и других привлекательных бонусов.

2. Классика мотивации

Это основа корпоративной культуры. Когда сама рабочая среда, по сути, является действенным инструментом укрепления высокой лояльности, необходимо постоянно искать пути поддержки ценностей корпоративной культуры, неформального общения, мотивации сотрудников на инициативу и развитие.

Конечно, мы используем и «традиционный ассортимент», уже подтвердивший свою эффективность: это и богатый соцпакет, и оплата питания по выбору в кафе бизнес-центров, где располагаются офисы компании, или в нескольких ближайших ресторанах, и аренда спортивного зала, где сотрудники играют в баскетбол и волейбол, и организация всевозможных тематических мастер-классов — по фото, дизайну, флористике, кулинарии и т. д. Перспективным сотрудникам компания оплачивает обучение, посещение профессиональных конференций в России и за рубежом, дает возможность реализовывать собственные идеи и проекты. Успехи сотрудников и отделов освещаются в интранет-газете, и люди не только узнают о достижениях коллег, но и могут публично поздравить их, разместив свои комментарии.

Однако некоторые средства из традиционного набора мы не используем принципиально. Например, карьерный рост и привилегии, не важно, чего они касаются, — техники, рабочего места, использования ресурсов компании. И хотя почти все наши топ-менеджеры и руководители выросли из линейных сотрудников, их повышение всегда рассматривалось исключительно как средство реализации предлагаемых ими идей и проектов.

3. Новая модель корпоратива

Одной из ключевых задач в системе нематериальной мотивации  мы считаем поддержку ценностей и культуры компании. Личность, доверие, внимание и взаимопомощь — эти понятия очень важны для жизнедеятельности компании, однако все они могут так и остаться на уровне формальных деклараций, если их смысл и содержание не будет транслироваться сотрудникам. Одним из средств донесения до сотрудников нашей бизнес-идеологии мы выбрали корпоративные мероприятия. На наш взгляд, они должны отражать главные идеи и ценности компании, укреплять неформальное общение и мотивацию на инициативу и развитие.

Нам удалось разработать модель корпоратива, позволяющую решать целый комплекс задач: расширять систему неофициальных коммуникаций, развивать взаимоотношения сотрудников из разных отделов и иерархических уровней, выявлять неформальных лидеров и обеспечивать их лояльность, раскрывать креативный и интеллектуальный потенциал. В итоге многие сотрудники с энтузиазмом участвуют в подготовке корпоративных мероприятий, и в этом творческом взаимодействии корпоративные ценности обретают явную и непосредственную значимость.

4. Корпоративная валюта

Еще одним средством воплощения в жизнь ценностей корпоративной культуры являются так называемые фришки, внутренняя корпоративная виртуальная валюта. «Фришка» — это своеобразный микс слова «фишка» и названия нашей компании iFree.

Мы ввели фришки пять лет назад как инструмент поощрения действий сотрудников, которые разделяют и на деле поддерживают корпоративные ценности. То есть фришки получают не за отличное выполнение должностных обязанностей, а за помощь, поддержку, участие, внимание, идеи. Так что кто-то может получить фришки «за позитифф!» и даже «за первое имя в адресной книге».

Фришки виртуальны в самом полном смысле этого слова: единого изображения купюры не существует, хотя наши сотрудники обычно изображают ее в виде игральной фишки с логотипом компании. Конечно, корпоративная виртуальная валюта как средство нематериального поощрения отнюдь не наше изобретение — многие компании, особенно зарубежные, давно используют этот инструмент. Однако, думаю, нам удалось максимально раскрыть его потенциал. Доказательства этого — пять лет существования фришек и гран-при «HR-бренд года», полученный нашей компанией за этот проект.

5. Товарно-денежный оборот

Получить фришки можно тремя способами. Во-первых, от руководителя в качестве бонуса за интересную и перспективную идею. Вовторых, от HR-отдела, который таким образом поощряет сотрудников за участие в подготовке корпоративных мероприятий, интересную новость или статью для интранет-газеты, проведение обучающих семинаров, мастер-классов, помощь в подборе ценных специалистов и т. д. В-третьих, фришки можно получить от коллег. В электронном отчете, который каждый месяц заполняют все наши сотрудники, есть специальная графа «Начислить фришки коллеге», и каждый может раздать десять фришек, отметив, за что именно они начисляются.

Накапливаются фришки на специальных счетах, состояние которых всегда можно проверить на интранет-портале.

Отоварить фришки можно в специальном корпоративном интранет-магазине — фришкомаркете, где продаются самые разные брендированные товары: футболки, кружки, куртки, пледы, плееры, наушники, флешки, сертификаты магазинов, салонов красоты, клубов, кинотеатров, ресторанов и т. д. У каждого товара своя стоимость, и требуется накопить определенное количество фришек, чтобы совершить ту или иную покупку.

Например, у кружки — минимальная цена — пять фришек. Среди дорогих товаров сегодня ноутбуки и мониторы «с пробегом», которые предлагаются по 30–50 фришек. Идея продавать офисную технику принадлежала IT-отделу: стандарты технического оснащения в компании очень высоки, парк компьютеров часто обновляется, поэтому было предложено поставлять морально устаревшую технику в нашфришкомаркет.

Ассортимент магазина постоянно меняется — мы, как настоящие негоцианты, стараемся учесть «рыночные потребности»: пожелания сотрудников, сезонный спрос и модные тенденции. Например, хитом этой зимы стали вязаные варежки и шерстяные тапочки с логотипом компании.

6. Внутренний PR

Сотрудники могут тратить все свои фришки сразу же, а могут накапливать — они не сгорают и не аннулируются. В интранет-газете регулярно публикуются рейтинги фришковых миллионеров, и такая известность тоже своеобразный нематериальный способ поощрения сотрудников.

А еще свои фришки можно дарить, и часто бывает, что коллеги сбрасываются, если кому-то не хватает валюты на заветную покупку в фришкомаркете.

Так что для нас фришки — это отличный способ создать атмосферу взаимной поддержки и благодарности без постоянного финансового стимулирования сотрудников.

Однако дело даже не в экономии затрат. Просто мы убеждены, что бонусы должны выплачиваться за успешную работу, а проявление положительных человеческих качеств лучше поощрять нематериальными средствами. И сотрудники разделяют это убеждение; лучшим подтверждением является тот факт, что нам долгие годы удается сохранять команду высококлассных специалистов, одну из сильнейших в отрасли.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль