Анализ конкурентов: исследование за 15 минут

1622
Анализ конкурентов: исследование за 15 минут
Многие интересные идеи рождаются на стыке различных сфер деятельности. Один из примеров — патентные исследования рынка. Мысль проста: использование обычной базы данных патентов для получения информации о конкурентах. Нет, вам не нужно изучать право интеллектуальной собственности, достаточно совершить несколько простых действий.

В этой статье вы прочитаете: 

  • Как провести анализ конкурентов, исследовав их за 15 минут
  • Как исследовать рынок конкурентов с помощью патентного исследования

Анализ конкурентов с помощью патентного исследования – весьма эффективный и быстрый способ  получить информацию о конкурентах.

Патентные исследования — одна из возможностей собрать информацию о конкурентах. Предметом анализа в данном случае становятся патентные документы1 . При правильном использовании они могут оказаться весьма полезны при исследовании рынка.

1Патент состоит из формулы, описания и реферата изобретения, библиографических данных и др.

С помощью патентных исследований можно определить уровень конкуренции на рынке или в интересующем регионе. Ведь каждый патент содержит информацию о патентообладателе. Поэтому после анализа патентных документов будет видно, сколько игроков на рынке данной продукции — несколько крупных компаний или много средних и малых предприятий. Также можно определить динамику патентования по данному продукту или технологии, ведь все патенты содержат дату подачи заявки. По результатам исследования вы сможете понять тенденцию развития продукта.

Анализ конкурентов путем исследования патентных документов является очень мощным инструментом при принятии решения о необходимости выпустить новую продукцию, совершенствовать имеющуюся, провести НИОКР в заданной области и т. п.

В России это направление только зарождается. Но очевидно, что патентные исследования будут применяться так же часто, как и в других странах. Это действительно удобный метод, доступный всем компаниям вне зависимости от размера и оборотов. Ведь базы данных патентных ведомств являются бесплатными.

Анализ конкурентов: исследование в два этапа

Большинство западных компаний проводят подобные исследования с целью анализа конкурента. Выясняется, какие объекты интеллектуальной собственности защищает конкурент, какова динамика патентования, какие новшества он собирается выводить на рынок, какие потребительские предпочтения выявлены.

Приведу пример мини-патентного исследования, анализа конкурента, чтобы продемонстрировать, какую информацию можно взять из документов. Предположим, компания специализируется на производстве велосипедов. Руководство хочет оценить ситуацию на рынке велосипедов: каковы требования потребителей к продукции, что предлагают конкуренты. Итак, объект исследования — велосипед; страна исследования — Российская Федерация, источник — база данных патентов РФ.

Анализ конкурентов: исследование за 15 минут

Дополнительная информация. Возможность пользоваться удобными инструментами для исследования рынка конкурентов на основе патентных данных есть в платных базах. Например, Delphion (www.delphion.com). Стоимость — от $146 в месяц.

Первые результаты исследования рынка конкурентов

Заходим на сайт патентного ведомства РФ — ФИПС1(www.fips.ru). В левой колонке выбираем пункт «Информационные ресурсы». На появившейся странице выбираем раздел «Информационно-поисковая система». Далее для бесплатного доступа в графу «Имя пользователя» вводим слово guest, в графу «Пароль» — guest, нажимаем на кнопку «Войти». На появившейся странице в центральной части выбираем пункт «Патентные документы РФ (Рус)». Откроется список всех типов документов, по которым возможен патентный поиск, — рефераты российских изобретений, заявки на российские изобретения и т. д. (Я всегда учитываю все пункты, чтобы не упустить какой-либо охранный документ.)

Анализ конкурентов: исследование за 15 минут

После этого выбираем пункт «Поиск» в левой колонке.Появляется окно формулировки поискового запроса. Данный интерфейс позволяет создавать комплексные запросы к патентной базе. Например, введя слово «Иванов» в графу « (72) Автор (ы)», можно найти все изобретения, автором которых является гражданин с фамилией Иванов.

Чтобы найти изобретения, относящиеся к велосипедам, введем в графу «(54) Название» слово «Велосипед» и нажмем кнопку «Поиск». Выданные результаты запроса ранжируются по дате публикации. Я выбрал четыре наиболее свежих варианта.

1ФИПС — Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и знакам.

Важные детали исследования рынка конкурентов

В базе данных патентов есть доступ только к рефератам, но нет возможности посмотреть описание изобретения. Поэтому, после того как выписаны все необходимые патенты, возвращайтесь на страницу www.fips.ru. Здесь вы также открываете раздел «Информационные ресурсы», но выбираете пункт «Открытые реестры». После этого заходите в раздел «Реестр изобретений Российской Федерации».

Чтобы получить полный текст патентного документа, необходимо ввести его номер в поле «Значение». К примеру, вводим первый номер изобретения — 2402451. Получаем описание патента № 2402451, ищем цель, находим строчку: «Целью настоящего изобретения является уменьшение габаритов велосипеда при сохранении маневренности». То есть автор или компания, перед тем как создать новую модель велосипеда, анализировали требования потребителей к продукции и нашли, что те хотят покупать велосипед с меньшими габаритами. Поэтому и появилось данное изобретение.

Те же операции выполняем для остальных изобретений из вышеприведенной таблицы (см. таблицу 2). Замечу, что автор патента № 2397910 даже систематизировал требования потребителей к продукции: «Цель предложенного технического решения:

Анализ конкурентов: исследование за 15 минут

а) повышение чувствительности механизма автоматики к изменению скорости при автоматическом управлении задним переключателем;

б) повышение надежности автоматики конструктивным приемом исключения зависания элементов автоматики при следующем изменении скорости;

в) исключение возможного заклинивания элементов автоматики в крайних положениях управляющего звена».

Уже из этих данных, которые были собраны за 15 минут, можно сделать вывод, что потребителей не устраивают вес и габариты велосипеда, а также работа автоматики. В качестве дополнительных опций покупатели хотели бы видеть ручной привод и добавочное место для багажа.

Конечно, в реальном патентном исследовании могут анализироваться тысячи патентов. Требования потребителей при анализе большого количества патентов могут совпадать у разных изобретений. Поэтому данные сводятся в таблицу, из которой будет видно, какое наиболее распространенное требование потребителей удовлетворяют компании на вашем рынке.

Кроме того, существуют платные базы данных патентов, например Delphion (www.delphion.com), стоимость — от $146 в месяц. От бесплатных баз данных они отличаются прежде всего тем, что содержат инструменты для анализа патентов. То есть вы просто выбираете необходимые патенты, а затем сайт отобразит динамику патентования, требования потребителей к продукции и т. п.

Следующее преимущество платных баз данных патентов — это размер. Вместо того чтобы проводить патентный поиск по каждой стране отдельно, платные базы данных позволяют провести один патентный поиск сразу по всем самым крупным базам данных патентов. Однако РФ не является крупным патентным ведомством, поэтому российская база данных патентов в платных базах данных отсутствует.

Дмитрий Платонов,
руководитель проекта, IDlect, Москва

Информация об авторе и компании


Дмитрий Платонов окончил МГТУ им. Н. Э. Баумана. В сфере защиты интеллектуальной собственности работает четыре года.

IDlect — патентное агентство, предоставляет услуги по охране объектов интеллектуальной собственности как в России, так и за рубежом. Создано в 1996 году. Среди клиентов — Институт точной механики и вычислительной техники им. С. А. Лебедева Российской академии наук, «Открытые технологии», ABBYY Software House, Premium Yachts. Официальный сайт —www.idlect.com


Понравилась статья? Делитесь с коллегами – пусть оценят!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль