Эффективное управление сотрудниками: как наказывать за откаты

1241
Эффективное управление сотрудниками: как наказывать за откаты
Если вы решили бороться с откатами в бизнесе, избегайте полумер. Ваша позиция управления поведением сотрудников должна быть жесткой и однозначной. Именно так считают ваши коллеги, имеющие опыт борьбы с мошенничеством среди подчиненных. В ход можно пускать юридические и организационные методы, морально-психологические приемы. А некоторые компании борются с непорядочным персоналом с помощью СМИ.

В этой статье вы прочитаете:

  • Что делать, чтобы сотрудники не брали откатов
  • Как обеспечить эффективное управление сотрудниками-откатчиками
  • В чем нюансы управления поведением сотрудников

Эффективное управление сотрудниками и их поведением зависит от множества факторов – от уровня доверительности в коллективе, жесткости руководителя и прочего.

Откаты в бизнесе: как отучить менеджеров брать взятки

Валерий Разгуляев, 
управляющий по расчету заказов, «Вкусвилл»

Во-первых, не берите откаты сами. Если вы покупаете какую-то продукцию только у родственника, даже если на рынке есть аналоги лучшего качества и дешевле, не удивляйтесь, когда подчиненные начнут брать другую продукцию у своих людей.

Во-вторых, не делайте откаты партнерам. В противном случае будет странно выглядеть жесткая позиция по отношению к сотрудникам, которые их получают. В-третьих, дайте возможность официально выйти из ситуации, когда возможен откат. Например, запишите в нормативах, что, когда вашему сотруднику предлагают деньги, он должен официально оформить их как дополнительную скидку по договору. А абсолютно все подарки поступают в подарочный фонд коммерческой службы, откуда уже распределяются руководством.

В-четвертых, платите сотрудникам достаточно, чтобы можно было работать и не брать откатов. Если вы будете выдавать сотрудникам заработную плату ниже прожиточного минимума, то откаты вам обеспечены: честные люди просто уйдут, а те, кто останется, будут вертеться как могут.

В-пятых, изложите свою позицию по отношению к откатам и обоснуйте ее. Например, мне часто предлагали взятки, но я ни разу не согласился на эту сделку с совестью, потому что она противоречит моим принципам. Ведь откат не просто воровство: когда вам доверяют деньги, а вы их воруете, это предательство оказанного доверия. Человек, которого вы предаете, может быть каким угодно плохим, но это не снимает с вас ответственности. Но даже если абстрагироваться от вопросов морали, такое поведение вредит личности откатчика. Откат учит лениться: не нужно развиваться, чтобы зарабатывать больше. Ведь легче взять откат! И менеджер останавливается в профессиональном развитии. Не говоря уже о том, что откатчик становится зависим от поставщиков, которые могут шантажировать его разглашением данного факта.

И наконец, будьте честны с подчиненными. Если вы обманываете, они это рано или поздно поймут и либо уйдут, либо станут лгать вам в ответ. Один из вариантов обмана — тот самый откат.

Откаты в бизнесе – это нормально 

Владимир Савченков, 
соучредитель, первый заместитель директора, Завод герметизирующих материалов

Я считаю, что откаты можно победить, только дав им официальное оформление. Другими словами, нужно возглавить то, что нельзя победить. Ведь мы лукавим, когда говорим о своей бескомпромиссной позиции по отношению к откатам. По сути, откаты — это одно из конкурентных преимуществ компании. Например, в мировой практике они называются легальным бонусом. Все прописано в договоре, и все понимают, что это нормально. Точно так же могли бы поступать и мы: официально оформлять откаты в качестве бонусов. На этом можно было бы еще и экономить.

Будьте жестче в управлении поведением сотрудников

Анна Мигунова,
руководитель, «Талия фитнес»

Откаты нужно пресекать жестко и кардинально. Никогда не сидите сложа руки, если столкнулись с мошенничеством. Действуйте сами, и действуйте стратегически. Можно, например, лично провести переговоры с поставщиком и договориться с ним о таких условиях, при которых он уже не сможет оплачивать лояльность вашего менеджера. Если речь идет о мошенничестве вашего закупающего персонала, для начала следует исключить наличные расчеты с участием сотрудника, принимающего решение о закупках.

Когда через руки наемных работников проходят суммы, превышающие их зарплату за год, в них может вселиться бес. А если речь идет об отделе продаж, скидки должны быть четко регламентированы и записаны в контракте.

И еще один важный момент: если в вашей компании выявлен откатчик, этот факт должен стать достоянием гласности. Сотрудники должны знать, что их ждет, если они пойдут на откаты. Если же работника уволят и замнут это дело, откатчики решат, что можно действовать по наработанным схемам и дальше, но быть осторожнее. Как рассказал мне один предприниматель, когда он со скандалом уволил сотрудника за вскрывшийся факт отката, вслед за этим по собственному желанию ушли 20 % сотрудников.

Эффективное управление сотрудниками зависит от доверия

Андрей Спиваков, 
председатель правления, Алтайэнергобанк

Лучший способ борьбы с мошенничеством — доверительная атмосфера в коллективе. Однако при малейших подозрениях необходимо проверять компрометирующую информацию. Во-первых, присмотреться к поведению подозреваемого сотрудника. Например, человек резко прекращает разговор, когда в кабинет кто-то входит, копирует информацию на внешние носители или пересылает большие объемы информации на личную почту. Провоцирует конфликты в коллективе, сплетничает, ругает руководство и осуждает его действия, постоянно ищет негативный повод для разговора с коллегами. Во-вторых, нужно побеседовать с подозреваемым. Можно действовать разными способами, от жесткого разговора до доверительной беседы. Бывают случаи, когда сотрудником умело манипулируют, и только прямой и открытый разговор может спасти ситуацию. Но когда человек вредит сознательно, мягкими беседами не обойтись. 

В подобных обстоятельствах будут полезны параллельные действия. Например, вы можете выступить в качестве «своего парня», мягко обсудить проблему, сказать, что генеральный директор что-то подозревает, что лучше не светиться, тем самым войдете в доверие к возможному мошеннику. А служба безопасности, используя методы психологического воздействия, надавит на подозреваемого. В этом случае, если опасения небеспочвенны, скорее всего, сотрудник расколется и расскажет правду или вам, или работникам СБ. Что делать дальше? Я твердо уверен: если человек был замечен в мошенничестве и это доказуемо, выход один — расставаться сразу, какую бы должность он ни занимал и каким бы опытом ни обладал.

Можно и припугнуть

Олег Богданов, 
заместитель директора, «Интеркруг»

Хороший инструмент при борьбе с откатами — косвенное воздействие. Оно может осуществляться различными способами. Например, мне известна история, когда на журнальный столик, стоявший в холле офиса, руководство выкладывало газеты или журналы с кричащими заголовками («За сотрудниками следят онлайн», «Внедрение систем прослушивания и регистрации телефонных звонков в офисе», «Следим за сотрудниками: видеонаблюдение, контроль за интернетом») и соответствующим содержанием. При этом «свои люди» за обедом или в курилке начинали обсуждать эту тему, рассказывая о появившейся статье. Слухи расползались быстро, и через некоторое время у журнального столика наблюдалось оживление, любителей почитать становилось все больше, и где-то к концу дня уже весь коллектив знал если не о содержании, то о наличии статьи. Это, конечно же, наводило людей на мысль: так за нами, наверное, тоже следят, наши телефоны прослушивают… 

В общем, появление таких заметок оказывало тонизирующее воздействие. Но то, что сотрудники реагировали на статью, вовсе не означало, что все они мошенники. Людям не нравится, когда о них знают то, что они сами не хотели бы рассказывать. Это могут быть весьма безобидные вещи: кто-то ругается с женой, кто-то лечится от неприятной болезни…

Поэтому вычислить таким образом злоумышленника было невозможно. Но припугнуть получалось. Мысль «ведь неспроста же эта статья появилась в нашем офисе» крутилась в голове: значит, руководство что-то заподозрило! И в то же время эти вбросы информации ни к чему не обязывали. Ведь если заявляется, что вор будет разоблачен, но разоблачение не происходит, он получает карт-бланш и только убеждается в беспомощности руководства. В данном случае никто ничего не говорил: просто журнальчик, просто статья. Но тех, у кого рыльце в пушку, задуматься это заставляет.

Управление поведением сотрудников: пристыдите откатчика

Евгений Ходченков, 
владелец, «Таурус»

Откаты в российском бизнесе стали делом обычным, на них даже порой закрывают глаза, считая неизбежной платой за работу хорошего продавца. Нужно понимать, что это не так. Если сотрудники берут откаты, то компания теряет трижды. Во-первых, материально, во-вторых, это влияет на производительность откатчика и его пользу для предприятия, в-третьих, это разлагает коллектив. Поэтому с откатами нужно бороться жестко. Как это сделать, чтобы борьба была действительно эффективной?

Прежде всего, доход менеджера должен быть высоким и напрямую зависеть от качества заключенных сделок. Очень хорошо работает вариант небольшого оклада и больших процентов от прибыли. Кроме того, откаты должны жестко пресекаться. Любой сотрудник должен быть уверен: ему гарантированы утрата статуса, публичный разбор полетов и необходимость вернуть компании полученные в обход деньги. А потом его уволят с позором.


Понравилась статья? Делитесь с коллегами – пусть оценят!

Читайте в ближайших номерах журнала "Коммерческий директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Выбор редактора

      Дайджест самых нужных статей

      Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

      Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
      Амина Атавова.

      Читать сейчас




      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Коммерческий директор» –
      профессиональный журнал коммерсанта

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62255 от 03.07.2017

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      Яндекс.Метрика
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль