Эффективная мотивация сотрудников: как удержать персонал без повышения зарплаты

2000
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Как только человек осознает, что стал специалистом высокого уровня, он закономерно начинает претендовать на более высокую оплату труда. Повышать зарплату до бесконечности нельзя. Да и надо ли? Ведь для большинства сотрудников ценным оказывается не столько уровень дохода, сколько комфортные условия труда.

В этой статье вы прочитаете: 

  • Как удержать лучших сотрудников без повышения зарплаты
  • Как обеспечить бесперебойный процесс эффективной мотивации сотрудников

Эффективная мотивация сотрудников – это то, в чем нуждается каждая компания. Чаще всего для того, чтобы удержать лучших сотрудников, управленцы выбирают материальное поощрение. Однако наладить процесс мотивации сотрудников можно и без повышения зарплаты. Вот как это делают ведущие компании. 

Эффективная мотивация сотрудников: создаем ощущение комфорта

Ольга Преображенская,  HR-директор, Staffwell, Москва

Это не миф, что самые большие доходы на рынке внешнего консалтинга обеспечиваются не окладом, а бонусами. Стресса здесь не избежать. Хотите мотивировать людей на новые достижения? Включите нематериальные факторы в процессе мотивации сотрудников.

Если мы не будем обращать внимание на такие, казалось бы, незначительные факторы эффективной мотивации сотрудников, как гибкий график, дополнительные дни к отпуску, корпоративные мероприятия и др., то уровень заинтересованности сотрудников в работе неуклонно начнет падать, а эффективность снизится во много раз. Главная цель нематериальной мотивации — повысить интерес сотрудников к работе.

При этом необходимо понимать, что именно наиболее важно для ваших сотрудников. В одном случае значение будет иметь компенсация обедов, в другом — гибкий рабочий график, в третьем — возможность обучения за счет компании.

Медицинская страховка

Несмотря на то что кризис очень сильно повлиял на деятельность большинства компаний внешнего консалтинга — и мы не стали исключением, — наша компания сохранила для всех сотрудников медицинскую страховку, которая включает не только стандартную амбулаторную помощь, но и широкий спектр стоматологических услуг.

График работы

Мы понимаем, что сотрудники по-разному добираются до работы: кто-то едет из Москвы, кто-то из области, также у каждого человека свои биоритм и время, когда ему работается плодотворнее. Кому-то важно раньше уходить с работы, чтобы успеть забрать ребенка из детсада. А тем, кто едва вышел из декретного отпуска и не намерен в ближайшее время уезжать в длительные командировки, отношение руководства и индивидуальный подход могут обеспечить чувство комфорта и уверенности.

Сотрудникам с несовершеннолетними детьми мы предоставляем один дополнительный день отпуска в квартал, или четыре дня в год. Все сотрудники, которые работают в нашей компании более четырех лет, получают несколько дополнительных дней к отпуску в зависимости от стажа.

Праздники и награды

В нашей компании принято собираться всем коллективом и отмечать праздники и корпоративные события. Это неотъемлемый атрибут сплоченной команды.

Ежемесячная церемония награждения лучших сотрудников месяца — одно из самых важных событий. Мы совместно обсуждаем достигнутые результаты и лучшим из сотрудников вручаем дорогое изысканное вино. Такая, казалось бы, простая идея позволяет сохранять дух соревнования и в то же время поддерживать уверенность в том, что лучшие результаты не остаются незамеченными и всегда вознаграждаются. Это позволяет нам удержать лучших сотрудников в компании.

А еще у нас есть Доска почета. Возможно, на первый взгляд такой метод эффективной мотивации сотрудников кажется банальным и немного наивным. Однако на деле это огромный стимул для сотрудников. Нашим специалистам приятно видеть себя среди лучших.

Высшая награда для сотрудников — ежегодная поездка за границу с Президентом компании. Это комплимент за отличную работу в течение года.

Развитие

Сотрудники компании имеют возможность проходить как внутренние, так и внешние тренинги для повышения профессионального уровня. Также мы приветствуем индивидуальные и групповые занятия английским языком: желающие самостоятельно находят и оплачивают услуги преподавателя, а компания предоставляет место (переговорная комната) и время в течение рабочего дня (добавочные 30 минут к обеденному перерыву).

Пятничная свобода

У нас существует дресс-код, основное требование — строгий деловой стиль в одежде. Ведь то, как выглядят сотрудники, работающие с клиентами, крайне важно для компании. Но в пятницу мы смягчаем требования и допускаем более свободный вариант одежды. Мы понимаем, что для наших сотрудников, как и для многих москвичей, вечер пятницы — время встреч, развлечений и т. п.

Помощь при форс-мажоре

Для нас очень важно, чтобы сотрудники знали, что в случае форс-мажорных ситуаций (болезнь, несчастный случай) мы всегда готовы оказать им поддержку. Это могут быть дополнительные дни к отпуску и материальная помощь.

Зарплата на четвертом месте

Михаил Яковлев, вице-президент по организационному развитию и работе с персоналом, «Вымпелком»

Наша компания старается формировать среду, способствующую развитию персонала. Для этого мы постоянно изучаем эффективность программ мотивации, проводим интервью с ключевыми сотрудниками, ищем новые подходы.

Например, в результате проведенного исследования мы выяснили, что сотрудники ставят зарплату лишь на четвертое место, выбирая индивидуальные факторы мотивации из предложенного списка. Первые три позиции заняли такие факторы, как получение интересных заданий, признание заслуг, чувство востребованности, и это показало, что эффективность наших сотрудников в большей степени зависит от эмоциональной вовлеченности, чем от материального удовлетворения. В результате мы постарались развить программы признания индивидуального результата.

У нас действует множество мотивационных программ для сотрудников в интранете: «Скажи спасибо коллеге», «Кадровый резерв», «Ключевой сотрудник» и т. д. Также ежеквартально проводятся встречи новых сотрудников с руководством компании в неформальной обстановке, сотрудники могут познакомиться поближе, задать интересующие вопросы, узнать самую важную информацию от первых лиц компании.

Эффективная мотивация сотрудников: как удержать персонал без повышения зарплаты

Большое значение имеет система корпоративных наград. Самую главную награду — «Бриллиантовую пчелу» за 15 лет получило более 150 человек. Замечу, что она может быть вручена только один раз. На церемонии награждения основатель «Билайна» Дмитрий Зимин и топ-менеджеры компании лично поздравляют сотрудников и вручают награды, и это тоже мотивация для сотрудников — живое общение с первыми лицами.

Для развития и поощрения творческих инициатив мы проводим конкурс «Новаторские идеи в действии», который дает возможность сотрудникам проявить способности и предложить решения, выходящие за пределы их непосредственных должностных обязанностей. В конкурсе участвуют авторы внедренных и успешно работающих в компании идей, позволивших улучшить наши бизнес-результаты. Победителями могут стать несколько авторов идей.

Возможность самореализации как способ эффективной мотвиации сотрудников

Наталья Яковлева,  президент, «Авис», Москва

Превратить специалиста отдела продаж в эффективного профессионала можно только с помощью грамотного процесса мотивации сотрудников. Талантливый руководитель прежде всего великий мотиватор и хороший психолог, который не только видит, слышит и знает, что происходит в его коллективе, но и глубоко понимает внутренние мотивы своих подчиненных и умеет направить их в нужное русло.

Классически мы различаем внешнюю мотивацию, это деньги, бонусы, выслуга лет, пенсия, социальный пакет, карьера и пр., и внутреннюю, это интерес, идея, самореализация, страх, цели, принципы, личные мотивы, ценности, амбиции и пр., что и представляет собой нематериальное стимулирование.

Нематериальная мотивация рождается из личных взаимоотношений руководителя и сотрудника, их личных договоренностей об обязанностях, командной работы и достижения поставленных целей компании. Важно, чтобы личные мотивы менеджера по продажам не противоречили целям компании.

Мы с каждым сотрудником работаем индивидуально. Нематериальная мотивация — это не шаблон. Зарекомендовавшие себя работники могут получить уникальную возможность — зарубежную поездку, в которой можно повысить уровень владения иностранным языком и изучить опыт ведения бизнеса в лидирующих зарубежных компаниях. Для личностного роста сотрудников мы периодически организуем бесплатные семинары и тренинги в области коммуникации, развития и командообразования.

Как нематериальную мотивацию мы также рассматриваем поездки на зарубежные выставки и конференции, возможность опубликовать статью в отраслевом журнале. Мы понимаем, что сотрудники, работающие в продажах, больше ориентированы на высокие бонусы, чем на карьерный рост, однако большинство из них весьма амбициозны и отнюдь не против общественного признания.

Очень важно, чтобы в компании была возможность проявлять инициативу. Ведь активные работники быстро теряют интерес, если не находят применения своим способностям, в том числе и не имеющим прямого отношения к непосредственной работе. В связи с этим мы поддержали создание неформального комитета по организации корпоративных праздников. Участие в нем позволяет сотруднику проявить себя как творческую личность, реализовать артистические способности и пр.

Поверьте в то, что нематериальное стимулирование — это не термин из области фантастики, а реальный инструмент мотивации персонала. И тогда все заработает!

Информация об авторах и компаниях


Михаил Яковлев окончил Московский электротехнический институт связи по специальности «Радиотехника». Имеет почти 40-летний стаж работы в сфере телекоммуникаций, из них более 20 лет — на руководящих позициях. С 1997 года работает в «Вымпелкоме». Занимал ключевые посты, курировал и осуществил целый ряд значимых проектов для компании. Женат, увлекается марафонским бегом.

«Вымпелком» работает под торговой маркой «Билайн». В сферу деятельности компании входят интегрированные услуги мобильной и фиксированной телефонии, международной и междугородной связи, передачи данных, доступа в интернет на базе беспроводных и проводных решений, включая технологии оптоволоконного доступа, Wi-Fi и сети третьего поколения. В компании трудится около 30 тыс. сотрудников.

«Авис» занимается внедрением в российских компаниях агропромышленного комплекса ресурсосберегающих и инновационных технологий в сфере птицеводства и свиноводства. Торговый представитель, агент и дистрибутор производителей оборудования, кормовых добавок, вакцин и ветеринарных препаратов. В компании работают 20 человек. Официальный сайт — www.avisvet.ru

Staffwell — компания по подбору руководителей высшего и среднего звена. В России работает с 2000 года. Специализируется на подборе профессионалов на управленческие позиции в России и странах СНГ. Официальный сайт —www.staffwell.com/ru


Понравилась статья? Делитесь с коллегами – пусть оценят!

Читайте в ближайших номерах журнала "Коммерческий директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Выбор редактора

      Дайджест самых нужных статей

      Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

      Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
      Амина Атавова.

      Читать сейчас




      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Коммерческий директор» –
      профессиональный журнал коммерсанта

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62255 от 03.07.2017

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      Яндекс.Метрика
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль