Методы нематериальной мотивации персонала: чем «пряник» лучше «кнута»

557
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Есть два метода и способа управления персоналом: «кнут» и «пряник». Первый предполагает, что руководитель давит на «болевые точки» подчиненного. Второй подталкивает сотрудника к самостоятельной работе. Автор книги «Как превратить посетителя в покупателя» считает, что вдохновляющая мотивация гораздо эффективнее.

В этой статье вы прочитаете: 

  • Эффективные методы нематериальной мотивации персонала 
  • 2 причины выбрать вдохновляющий способ мотивации в управлении персоналом

Методы нематериальной мотивации персонала, которые вдохновляют сотрудников трудиться лучше, довольно распространены в компаниях. Однако многие руководители в управлении персоналом выбирают способ мотивации, который знаком всем как метод «кнута». Почему же метод «пряника» считается наиболее эффективным методом и способом управления персоналом? Об этом – далее в статье. 

Причина 1. Побуждение к подвигу

Социальный психолог Дуглас Макгрегор описал два типа работников — Х и Y. Первые ленивы, безынициативны, их приходится контролировать и подстегивать. Вторые трудолюбивы и самостоятельны, нужно лишь правильно подбирать методы нематериальной мотивировации для персонала. В идеале руководитель должен превратить «иксов» в «игреков» и найти оптимальный метод и способ управления персоналом.

Пример. В компании «Арбат Престиж» при выполнении плана продаж каждый сотрудник магазина получал премию, равную окладу. Если кто‑то заметно отставал, совет трудового коллектива мог перераспределить часть премии нерадивого продавца в пользу остальных. Этот подход оправдал себя.

К концу месяца сотрудники одного из магазинов выполнили план продаж на 91%. Руководитель объяснил продавцам, что для получения премии надо обзвонить постоянных клиентов, предложить подарки, провести комплексные продажи и т. п.

Сотрудники постарались и за день сделали 4% плана. Узнав об этом, продавцы, которые не должны были работать на следующий день, вызвались помочь. В последний день месяца почти весь персонал был на месте, и план был выполнен. 

Причина 2. Карьерный рост

В сети «Магия золота» один из способов нематериальной мотивации — перспектива карьерного роста в случае успешной аттестации.

Время проведения и содержание. Первичная аттестация проводится через один-три месяца после оформления на работу. Повторная оценка нужна для получения более высокой категории или перевода в VIP-салон. Она проводится каждые семь-десять месяцев. Аттестация включает проверку теоретических знаний и практические задания. Результаты оцениваются в баллах.

Оценка. На должность продавца второй категории аттестуют при оценке от 40 баллов. Если же сотрудник стремится к должности первой категории (старший продавец или директор магазина), он получает такую возможность. Для этого он должен набрать 50 баллов.

Методы нематериальной мотивации персонала: чем «пряник» лучше «кнута»

Если работник не проходит аттестацию, премиальная часть его зарплаты снижается. Комиссия рекомендует ему посетить дополнительные тренинги и повторно пройти аттестацию через месяц. Если продавец не аттестуется два раза подряд, его могут уволить.

Большинство сотрудников, которые начали работать в компании на самой низкой должности и успешно прошли аттестацию, со временем выросли до продавцов, обслуживающих VIP-клиентов, и смогли попробовать свои силы в управлении магазинами. Таким образом, методы нематериальной мотивации персонала, которые можно характеризовать как метод «пряника» управления персоналом, является наиболее эффективным способом.


Ламанова В. Как превратить посетителя в покупателя:настольная книга директора магазина. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 239 с.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль