Обучение работников: тонкости оплаты и налогообложения

1662
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
В этой статье вы прочитаете об обучении сотрудников предприятия. Кого и когда следует отправлять повышать квалификацию, а также в каких сотрудников стоит вкладываться и как при этом платить налоги – читайте далее.

В этой статье вы прочитаете:

  • Как понять, что назрела необходимость обучения сотрудников
  • Как выбирать сотрудников для обучающих  курсов
  • Кто оплачивает обучение работников
  • Как обязать работников пройти обучение
  • Как производится оплата обучения работнику
  • Какие существуют виды обучения работников
  • Как происходит компенсация обучения работников

Каких работников необходимо отправлять на обучение

– высшее руководство предприятия;

– руководство нижнего звена;

– руководство среднего уровня управления;

– рядовых сотрудников предприятия.

Важно отметить, что в числе указанных категорий непосредственная ответственность за развитие и обучение сотрудников может возлагаться лишь на линейных руководителей, ведь они способны лучше оценить компетентность и квалификацию работников. Важно при этом хорошо понимать, что сложно организовать полноценное развитие персонала без поддержки со стороны руководства, если это вообще представляется возможным. 

Именно здесь и встречаются подводные камни. Ведь большинство отечественных руководителей и менеджеров своей основной задачей называют техническое и административное управление. Однако важно отметить еще одно профессиональное качество руководителя – способность работать с кадрами и развивать их. Участие в развитии человеческих ресурсов является важным требованием в отношении любого руководителя при выполнении руководящих функций.

Когда необходимо отправлять работников на обучение

Потребность в обучении определяется на следующих уровнях:

– на уровне организации, способствуя росту эффективности деятельности предприятия в целом;

– не уровне подразделения либо рабочей группы с целью повышения эффективности данной группы;

– на уровне личности – определяется потребность в повышении эффективности работы отдельного работника;

После персонального определения области возможных усовершенствований для каждого работника необходима конкретизация задач и целей обучения работающего человека. Для такого обучения свойственен многоцелевой характер. Основан на развитии способностей, знаний, навыков в 3 сферах:

– мотивация (для чего буду учиться);

– мышление (что хочу узнать);

– практическое применение полученных знаний (что хочу сделать).

Также нужно отметить желаемые результаты обучения в виде описания реальности, в которую  должны быть материализованы полученные знания.

По результатам проделанной работы будут определены :

– основа выбора либо разработки учебной программы;

– критерии по отбору участников обучения;

– критерии дальнейшей оценки эффективности обучения.

2 способа, чтобы понять хочет ли работник пройти обучение или нет

Антон Буланов, творческий директор агентства Live! Creative / Marketing, Москва

В 80% случаях затраты на обучение работников представляют основное средство поощрения сотрудников и необходимость для организации. Подобное обучение представляет сбой производственную необходимость для организации, если в компании есть оценка эффективности данных программ обучения. Результаты эффективности обучения должны представлять собой основу для принятия решения по необходимости улучшать определенные профессиональные навыки. В противном случае, если не применяется такая система, любое решение о планах обучения будет основано только на субъективной позиции со стороны руководства.

Опыт подтверждает – не все сотрудники заинтересованы в прохождении обучения. Поэтому важно, чтобы инвестиции в обучение работников были оправданы. Необходимы такие расходы только для работников, заинтересованных в этих знаниях.

Что нужно учесть для определения таких сотрудников в штате компании? В частности, у нас используется такой подход. Всем сотрудникам своей организации мы рассказали про необходимость вносить предложения с их стороны, направленные на улучшение показателей на своем участке. Ежедневный мониторинг позволяет определить, кто из сотрудников заинтересован в получении дополнительных знаний, какое обучение окажется предпочтительным.

Возможен и другой вариант – для сотрудника устанавливается определенное задание, на решение которого у него пока нет достаточных навыков или знаний. Если он решил отказаться из-за отсутствия должного опыта и знания, вряд ли расходы на его обучение будут оправданы. Если же работник проявляет интерес к расширению навыков и знаний, есть шансы на эффективность и оправданность предложенного обучения.

Какие формы обучения работников различают

Обучение работников регулируется разделом IX Трудового кодекса РФ. Текстом этого раздела отмечаются такие формы обучения:

– профессиональная подготовка;

– повышение квалификации;

– переподготовка.

Обучение работников: тонкости оплаты и налогообложения

Разделом IX ТК РФ не регламентируются какие-либо особенности каждого из данных видов профессионального обучения. Обязанности и права работников, гарантии и компенсации для них не зависят от вида профессионального обучения.

Также  обучение работников может классифицироваться по следующим критериям:

– место прохождения обучения (в самой организации либо образовательных центрах);

– характер совмещения с работой (с частичным либо полным отрывом от работы);

– характер обучения (курсовое, индивидуальное, бригадное и пр.);

Организация процесса по обучению работников

Согласно общему правилу, работодателем самостоятельно определяется необходимость профессиональной подготовки либо переподготовки для собственных нужд. Обучение сотрудников может быть в самой организации либо в образовательных учреждениях профессионального, среднего, начального и дополнительного образования.

При определении профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки, а также перечня необходимых для работодателя специальностей и профессий, необходимо учитывать мнение представительного органа работников. Делать это необходимо в порядке согласно статье  372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Следовательно, работодатель по сути должен принимать локальный нормативный акт.

В локальном нормативном акте нужно определить:

– категории работников, для которых требуется прохождение профессионального обучения;

– периодичность прохождения профессионального обучения;

– обстоятельства, с которыми связана обязанность проходить профессиональное обучение;

– формы профессионального обучения работников;

– виды обучения работников;

– компенсации и гарантии для работников, которые проходят профессиональное обучение.

Столь детальное описание порядка и условий профессионального обучения нужно, чтобы работодатель при возникновении спорной ситуации имел возможность обоснования необходимости данного обучения для своих нужд.

С локальным нормативным актом, закрепляющим порядок и условия профессионального обучения, должны быть ознакомлены все сотрудники, к которым они относятся.

Порядок и условия обучения также определяются коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами. Также межу работодателем и работником может быть заключен ученический договор, дополнительный к трудовому.

Повышение квалификации сотрудников в отдельных случаях представляет собой обязанность работодателя, когда повышение квалификации представляет собой условие выполнения определенных видов деятельности со стороны сотрудника. Однако подобные случаи обязательно должны быть определены федеральным законом либо другим нормативно-правовым актом РФ.

Работодатели порой пытаются обучать сотрудников в нерабочее время – по выходным дням либо после завершения рабочего дня. Такие действия незаконны. У сотрудника есть полное право отказа от посещения подобных занятий.

Нужно ли выдавать зарплату работнику, который проходит обучение

При осуществлении профессионального обучения без отрыва от работы, то оплата труда сотрудника производится в обычном порядке. Работодателю при этом необходимо обеспечивать должные условия совмещения работы и обучения.

При невыполнении со стороны работодателя указанной обязанности, а сотрудник из-за этого не смог выполнить должностные обязанности либо нормы труда, то необходимо осуществление оплаты труда сотрудника согласно положениям статьи 155 ТК РФ о невыполнении норм труда.

Ч. 1 ст. 155 ТК РФ устанавливает – если не выполняются нормы труда по вине работодателя, оплата труда должна осуществляться не менее средней зарплаты сотрудника, которая рассчитана пропорционально фактически отработанному времени.

Дни, которые приходятся на профессиональное обучение без отрыва от работы, отмечаются в табеле учета рабочего времени в обычном порядке в качестве рабочих.

При прохождении работником профессионального обучения с отрывом от работы, для него предоставляются компенсации и гарантии согласно статье 187 ТК РФ. Хотя в статье 187 ТК РФ идет речь о повышении квалификации, она применяется и при направлении сотрудника на профессиональное обучение других видов.

Рабочие дни, приходящиеся на время повышения квалификации с отрывом от работы, отмечаются в табеле учета рабочего времени либо цифровым кодом «07», либо буквенным «ПК».

Какой договор необходимо заключить с работником на период обучения

Согласно ст. 197 ТК РФ – реализуется право профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки для работников заключением дополнительного договора работодателя и работника. Дополнительным для трудового договора выступает, в частности, ученический договор. Но это вовсе не предполагает обязанность работника и работодателя заключать ученический договор при любом обучении.

Во-первых – порядок и условия обучения могут определяться коллективным либо трудовым договором, локальным нормативным актом, соглашением.

Во-вторых – заключение ученического договора является не обязанностью, а правом работодателя.

В-третьих – в ученическом договоре могут содержаться определенные положения, которые подходят не каждому виду обучения.

В-четвертых – работодателем может выступать физическое лицо, а право заключения ученического договора есть лишь у организаций.

Тем, кто уволился, но хочет вернуться, предлагайте более низкую должность

Ольга Пестерева, генеральный директор компании «Энергоремонтавтоматика», Череповец


В моей практике встречались ситуации, когда сотрудники после получения нового разряда уходили из нашей компании. Однако количество альтернативных предложений на рынке энергетики в нашем городе не так велико, поэтому основная часть сотрудников возвращалась. Мы принимаем их назад, однако на более низкую должность либо разряд. Например, если возвращался уволившийся сварщик 6-го разряда, он может быть у нас лишь специалистом 5-го разряда. Это довольно эффективная мера для многих соискателей.

По своему опыту могу утверждать – если работник действительно заинтересован в увольнении, то будет это делать спокойно, согласно действующим правилам. Если же сотрудники вовсю выражают недовольство и шантажируют руководство, обычно они просто привлекают к себе внимание.

Нужно ли платить налоги и делать взносы, если за обучение платит работодатель

Расходы по подготовке и переподготовке кадров в штате компании учитываются при налогообложении прибыли на договорной основе. Данные затраты включаются в состав других расходов при следующих условиях:

1) Предоставляют соответствующие услуги российские образовательные учреждения с государственной аккредитацией либо лицензией, либо иностранные образовательные учреждения с соответствующим статусом. Нужно учесть, что для российских образовательных учреждений необходимо наличие и документа, который подтверждает факт государственной аккредитации, и лицензии. Налогоплательщик должен получить копии документов, которые подтверждают государственную аккредитацию, также копию лицензии.

Если государственная аккредитация на территории иностранного государства не осуществляется, чтобы признать расходы для налогообложения прибыли, необходимо предоставление документов для подтверждения факта обучения – включая договор для проведения обучения, программы обучения, свидетельств либо сертификатов по завершению обучения, которые подтверждают предоставление услуг по профессиональной подготовке.

2) Проходят подготовку работники налогоплательщика, находящиеся в его штате.

3)  Программа подготовки или переподготовки способствует повышению квалификации и эффективности использования специалиста в данной организации в рамках деятельности налогоплательщика.

В качестве расходов на подготовку и переподготовку кадров в целях налогоплательщика прибыли не будут признаваться:

– расходы, которые связаны с организацией отдыха, развлечения либо лечения;

– расходы, которые связаны с содержанием образовательных учреждений либо предоставлением ими бесплатных услуг;

– затраты, которые связаны с оплатой обучения в средних и высших специальных учебных заведениях работников при получении среднего специального и высшего образования.

Подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ  устанавливает учет расходов на любые виды профессионального обучения работников на договорной основе.

Суммы, которые выплачиваются для работника, который направлен в другую местность для профессионального обучения с отрывом от работы, как суточные и в счет возмещения расходов на проезд и наем жилья – подлежат учету в составе расходов по налогу на прибыль согласно подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. Учитывается сумма средней зарплаты,  которая сохраняется за работником в этом случае, в расходах в соответствии с п. 6 ст. 255 НК РФ.

Если профессиональное обучение сотрудников осуществляется организацией самостоятельно, могут учитываться расходы, связанные с данным обучением, к примеру, по подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (как другие расходы, связанные с производством и реализацией), если соответствуют критериям, установленным ст. 252 НК РФ (экономическая оправданность, документальное подтверждение и связь с деятельностью, направленной на получение дохода).

Связана экономическая оправданность данных затрат может быть, к примеру, с необходимостью применения определенных специальных знаний для трудовой функции и отсутствием соответствующего образовательного учреждения в месте нахождения компании.

Документальным подтверждением становятся документы, которые подтверждают осуществленные расходы, платежные поручения, чеки и пр.

ЕСН, НДФЛ и пенсионные взносы. Все виды установленных законодательством РФ, также законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), которые связаны, в частности, с возмещением затрат по повышению профессионального уровня сотрудников, в соответствии с п. 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, обложению ЕСН и НДФЛ не подлежат.

На основании изложенного дохода сотрудника в виде оплаты профессиональной подготовки организацией при присвоении для него дополнительной квалификации на базе имеющегося образования НДФЛ не облагается, без обложения ЕСН оплаты организацией указанной профессиональной подготовки специалиста.

Стипендия не считается объектом обложения ЕСН для всех – включая сотрудников и учеников, которые не состоят в штате. Если отсутствует объект обложения ЕСН, то и объект обложения пенсионными взносами тоже отсутствует.

Если за обучение платит работник

В таком случае у плательщика НДФЛ есть право на социальный налоговый вычет. Его общая сумма складывается из расходов на обучение, свое лечение, лечение супруга (супруги), детей либо родителей и не может  составлять более 120 тыс. рублей за налоговый период.

Информация об авторах и компаниях


Антон Буланов, творческий директор агентства Live! Creative / Marketing, Москва.

Агентство «Креатив-Маркет» существует на рынке более 15 лет. Изначально основной специализацией «Креатив-Маркета» были полиграфический дизайн, проведение деловых мероприятий (семинаров, конференций и др.), промоушн. Постепенно агентство осваивало новые сферы бизнеса, и на сегодняшний день ведущим направлением деятельности компании является event-management – комплексная организация мероприятий. 

Ольга Пестерева, генеральный директор компании «Энергоремонтавтоматика», Череповец. Окончила Череповецкий государственный университет. С 2009 года является директором ООО «ПромЭнергоАвтоматика», с 2013 года – генеральным директором ООО «Энергоремонтавтоматика».

ООО «Энергоремонтавтоматика». Сфера деятельности: обслуживание тепловых электростанций. Численность персонала: 100.


Понравилась статья? Делитесь с коллегами – пусть оценят!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль