Правительство хочет увеличить квоты на закупки госкомпаний у малого бизнеса

16 марта 2016 121
Увеличит ли это эффективность закупок?

Доля заказа, который госкомпании должны отдавать малому и среднему бизнесу, будет увеличиваться, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов на совещании в Корпорации развития малого и среднего предпринимательства (МСП). Планируется повысить ее с 10 до 15%, пояснил представитель его секретариата. Поправки в постановление правительства готовятся, подтверждает представитель Минэкономразвития.

10% своего заказа госкомпании обязаны сейчас отдавать малому и среднему бизнесу на специальных торгах (заказы до 200 млн руб.), а всего – 18%. Правило действует с 1 июля 2015 г. (для компаний с оборотом выше 10 млрд руб., с 2016 г. – 2 млрд), поэтому во втором полугодии была квота 5 и 9% соответственно. Эти закупки составили 1,6 трлн руб., если верить ежемесячной отчетности самих компаний, но эта информация может быть неточной, признает Минэкономразвития в мониторинге по итогам 2015 г. На значительную часть крупных закупок квоты не распространяются – например, на услуги естественных монополий, нефть, трубы. Гораздо меньшие цифры у Корпорации МСП: у 35 крупнейших заказчиков доля закупок у малого и среднего бизнеса составила даже 36,2%, но потратили они на них всего 196 млрд руб., а по прямым торгам – 11,8% и 62,7 млрд соответственно. В 2016 г. 35 госкомпаний планируют закупить у малого и среднего бизнеса на 170 млрд руб., говорится в сообщении Корпорации МСП.  

Данные о закупках у малого и среднего бизнеса «существенно завышены», говорил руководитель ФАС Игорь Артемьев на встрече с премьером Дмитрием Медведевым в начале марта. Часто субподрядчики только формально относятся к малому бизнесу, а на самом деле это фирмы, аффилированные с крупным бизнесом, «помойки» для отмывания денег, «однодневки», доказывал он.

Многие госкомпании окружили себя родственным малым и средним бизнесом и нет никакой возможности потеснить их, сказал Шувалов: «Мы это знаем и с корпорациями такими работаем». У аффилированных структур цены бывают в несколько раз выше рыночных, что позволяет выполнить план по закупкам у малого бизнеса, говорит гендиректор Центра размещения государственного заказа Александр Строганов. Менее 5% закупок госкомпаний совершаются на конкурсе: 40% в 2015 г. достались единственному поставщику, еще более 55% совершались иными способами (см. график). А это маскировка неконкурентных способов, говорил осенью Артемьев. 

Правительство хочет увеличить квоты на закупки госкомпаний у малого бизнеса

Госкомпании, опрошенные «Ведомостями», считают, что увеличивать квоты преждевременно. Квоты были введены только в июле, отмечает представитель РЖД. Нужно дать механизму проработать хотя бы год, рекомендует директор департамента закупок «Россетей» Юрий Зафесов. Сами «Россети» могут выполнить и новые квоты, говорит он. В 2015 г. квота по группе была соблюдена, а вот у отдельных «дочек» возникли сложности, рассказывает Зафесов: распределительным комплексам легче найти поставщиков среди малых и средних предпринимателей, стройки у них небольшие, а магистральным комплексам с их масштабными стройками и крупными закупками сложно. Поддерживать малый бизнес нужно, но нельзя делать это только административными мерами, отмечает вице-президент «Алросы» Александр Паршков.

Каждый второй заказ «Алросы» в 2015 г. достался малому и среднему бизнесу, у которого закупается технологическое оборудование, автотранспорт, запчасти к технике, химическая продукция, услуги по строительству и монтажу оборудования. Но в некоторых случаях крупные производители способны предложить более низкие цены на оборудование, кроме того, среди малых предприятий много посредников, замечает Паршков. Представитель «Газпрома» отказался от комментариев, представитель «Роснефти» не ответил на запрос «Ведомостей».

Можно повышать формальные квоты, но без анализа закупок и диалога между заказчиками и поставщиками реальные закупки у малых предприятий расти не будут, считает председатель комитета ТПП по закупкам Антон Емельянов. Компании продолжат создавать малые предприятия из собственных структур и завышать цены, говорит Строганов. Дополнительная цель – поддержка малого бизнеса – может помешать основной – повышению эффективности закупок, резюмирует Строганов. 


Источник: Ведомости



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
Амина Атавова.

Читать сейчас

Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Коммерческий директор» –
профессиональный журнал коммерсанта

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Яндекс.Метрика
  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль