Скандал в компании: 6 правил, которые сведут заговоры в коллективе к минимуму

4612

Вопрос

Осенью прошлого года в моей компании произошли серьезные кадровые перестановки. На должности коммерческого директора и директора по маркетингу пришли два новых сотрудника, оба с хорошими рекомендациями и богатым опытом работы. Первый сразу принял существующий стратегический план, а вот второй постоянно пытался что‑то «улучшить». Со временем между «топами» начались серьезные разногласия, конфликты между подчиненными, а затем директор по маркетингу и вовсе стал саботировать любые предложения коммерческого. В кулуарах пошли разговоры о некомпетентности последнего, хотя у меня как у руководителя нет к нему никаких претензий. Как выйти из положения и в дальнейшем предотвратить подобные интриги?

Александр Петренко,
Екатеринбург

Ответ

Скандал в компании: 6 правил, которые сведут заговоры в коллективе к минимуму
Фото: Shutterstock

Марат Саид-Галиев
управляющий партнер, «Саид-Галиев & Сотников»

Скандалы в компании, интриги и нездоровое соперничество, к сожалению, происходят в бизнесе довольно часто. В подобной ситуации прежде всего нужно уметь распознать интриганов. Во-первых, это сотрудники, которые не обладают выдающимися способностями, не имеют необходимых знаний и не хотят их приобретать, но страстно желают получить кусок от общего пирога и занять лучшее место. Во-вторых, те, кто считает, что достойны большего, но не могут или не хотят честно трудиться и предпочитают интриговать и возводить клевету на коллег, которые им мешают, то есть провоцируют ссоры в коллективе. В-третьих, те, кто прибегает к подобным ухищрениям из зависти, мести или просто из спортивного интереса, — люди, которым хорошо только тогда, когда кому‑то плохо. Обычно интриганы строят козни против добросовестных работников, те же встают в позу: «Я честный человек, и мне не надо это доказывать, я выше всяких интриг»; а в таких обстоятельствах нужно уметь за себя постоять.

В моем арсенале есть похожий пример. Одна из компаний, которой мы помогали в реорганизации бизнеса, за год резко увеличила обороты — практически в два с половиной раза. Собственник, он же генеральный директор все внимание и силы сосредоточил на производстве, а организационные вопросы, в том числе учет работы финансовой службы и бухгалтерии, остались фактически без контроля. Сложилась тяжелая финансовая ситуация: висела огромная кредиторская задолженность, невозможно было вывести точную дебиторку, заказчики отказывались платить по счетам, а поставщики — отгружать сырье и материалы.

Нам пришлось заменить финансового директора, главный бухгалтер к тому моменту ушел сам. На должность финдиректора довольно быстро нашли профессионала высокого уровня, а на позицию главбуха владелец принял молодого человека по рекомендации знакомых. Однако вскоре произошел конфликт между подчиненными. Скандал в компании оказался неизбежен.

Как выяснилось, новый главбух, мягко говоря, звезд с неба не хватает. Однако генеральный директор решил дать ему шанс и не стал увольнять. Главный бухгалтер быстро сообразил, что основную угрозу для него представляет компетентный финансовый директор. Он наладил контакт с заместителем генерального по общим вопросам — противницей перемен, серым кардиналом и автором нечистых схем — и начал свою игру.

Кроме того, главбух оказался талантливым самопиарщиком: самое незначительное свое достижение преподносил как «подвиг Геракла». При этом ловко играл на некомпетентности генерального директора в вопросах бухгалтерии и его страхе перед налоговыми проверками. Напряженность усилила информация о том, что по заказу конкурентов налоговая собирается осуществить внеочередную выездную проверку.

На руку нашему главбуху сыграло еще и то, что финансовый директор начала оптимизировать расходы с целью выровнять материальное положение компании. В частности, она подготовила рабочую версию проекта по зарплате с указанием только оклада без премиальных. Кто‑то выложил проект на корпоративный интернет-ресурс и пустил слух, что сотрудникам урезали зарплату, произошел скандал в компании. Работники подняли шум — их еле успокоили. Владельцу компании все случившееся преподнесли как следствие халатности финансового директора. 

Мы разобрались в конфликте между подчиненными, провели разъяснительную работу; все успокоились, но осадок у генерального директора остался, и его отношение к финансовому заметно ухудшилось.

Спустя несколько дней, в преддверии проверки владелец отдал приказ сотрудникам работать до упора, пока не закончат, и, если необходимо, выйти в субботу. Главбух же заявил ему, что финансовый директор отпустила подчиненных домой. Последовало разбирательство, в ходе которого главбух вначале отрицал факт доносительства, а затем уверял, что приказ генерального действительно был проигнорирован. Очная ставка с участием финансового директора не дала результата: главбух стоял на своем. Скандал в компании разрешили телефонные звонки двум сотрудницам бухгалтерии, которые подтвердили, что финдиректор никого не отпускала и не отдавала подобных распоряжений.

Справедливость восторжествовала, но было понятно, что главбух сам бы не пошел на такие интриги и ссоры с коллективом. Как оказалось, он лично ничего не слышал, потому что был в налоговой. Когда вернулся, его встретила заместитель по общим вопросам и обо всем рассказала, заявила, что финдиректор его подсиживает, и порекомендовала обратиться к генеральному.

Вскоре главный бухгалтер подал заявление об увольнении по собственному желанию — гендиректор сразу его подписал. С заместителем по общим вопросам у генерального состоялся долгий разговор. Вопрос был поставлен ребром: либо она прекращает мутить воду, либо уходит. Она решила остаться. И действительно больше не интриговала — во всяком случае, до завершения нашего сотрудничества.

Скандал в компании: 6 правил, которые сведут заговоры в коллективе к минимуму

Нужно отметить, что в ходе работы с этой компанией мы придерживались нескольких важных принципов. Описанная ситуация и, в частности, подобный конфликт между подчиненными, очень сложный. Чтобы избежать подобного развития событий, соблюдайте эти правила: они позволят предотвратить интриги или же выйти из ситуации с минимальными потерями.

Правило 1
Нанимайте только профессионалов 

Не используйте компанию как место для обучения «хороших парней». Если вы хотите взять специалиста, то берите именно специалиста. Наверняка у вас есть знакомые, в компетентности которых вы убеждены, — пусть они проэкзаменуют потенциального работника.

Правило 2
Расширяйте личный образовательный базис

Чем меньше владельцы или топ-менеджеры разбираются в каких‑то вопросах, тем хуже работают подразделения, с этими вопросами связанные. А значит, тем выше вероятность, что именно эти подразделения станут очагом конфликтов между подчиненными и интриг.

Правило 3
Доверяйте, но проверяйте 

Разработайте и опубликуйте внутреннее правило: руководитель не должен оперировать негативной информацией, полученной в приватной беседе. Если в личном разговоре с начальником один из сотрудников резко высказался о другом, «топ» должен сразу свести обе стороны, чтобы критик вынужден был повторить все коллеге в лицо.

Дополнение к правилу: сбором информации о разрушительных действиях сотрудников должны заниматься только специальные подразделения компании — служба безопасности и контрольно-ревизионный отдел.

Правило 4 
Индивидуализируйте оценку эффективности работников

Внедрите систему индивидуальной оценки результатов каждого сотрудника. Наказывайте, поощряйте подчиненных, оценивайте их работу только по критерию наличия или отсутствия результата. Документально зафиксируйте, что тем сотрудникам, которые добиваются успеха и полезны компании, простят многое, а «хороших парней», которые не приносят пользы, будут наказывать за малейшую провинность. Однажды Генри Форду указали на сотрудника, который сидел положа ноги на стол и бездельничал, и порекомендовали его уволить. Форд ответил: «Да, я помню этого парня: он как‑то принес нам миллионы. И в то время его ноги, насколько я помню, были там же. Пусть сидит».

Правило 5
Документируйте информационные потоки и делите зоны ответственности

 Все приказы и отчеты должны быть оформлены в письменном виде в двух экземплярах. В крайнем случае записывайте приказы на диктофон, чтобы у вас было подтверждение. Это выглядит как бюрократия, но спасает нервы и деньги.

Чтобы предотвратить интриги и подсиживание, структурно разделите зоны ответственности. Четко сформулируйте должностные инструкции каждого сотрудника, особенно топ-менеджеров. Все должны понимать, кто за что отвечает перед высшим руководством, кто какие распоряжения может отдавать сотрудникам тех или иных подразделений. Дайте руководителям отделов карт-бланш в работе с подчиненными, рычаги воздействия на них. Оценивайте только по результату работы отдела: справляется — не мешайте, нет — меняйте.

Правило 6
Используйте логику и правду

Единственный способ пресечь эти игры, когда все уже произошло, — очная ставка и раскрутка интриги до конца. Каждый должен отвечать за свои слова. Ничего не принимайте на веру. Оказалось, что сообщили правду? Наказывайте виновного. Выяснилось, что это был навет? Выжигайте каленым железом. Действуйте спокойно и грамотно, используя главное оружие — логику и правду.

Читайте в ближайших номерах журнала "Коммерческий директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Выбор редактора

      Дайджест самых нужных статей

      Шеф-редактор журнала «Коммерческий директор» Амина Атавова

      Главный редактор журнала «Коммерческий директор»
      Амина Атавова.

      Читать сейчас




      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Коммерческий директор» –
      профессиональный журнал коммерсанта

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62255 от 03.07.2017

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Коммерческий директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      Яндекс.Метрика
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль