text
Коммерческий директор

Разработка маркетинговых акций: как не попасть на штраф

  • 27 ноября 2015
  • 6116

Вопрос

Расскажите, можно ли использовать механизм лотереи в разработке маркетинговых акций компании? Если да, то каковы ограничения в их проведении?

Марат Салихов,
Москва

Ответ

Разработка маркетинговых акций: как не попасть на штраф

Отвечают Олег Чванин, юрист, «Русские лотереи», Элица Емил Кундева, юрист, «Что делать Аудит»


Разработка маркетинговых акций компании не обходится без учета юридических тонкостей. Давайте разбиремся, что нужно учитывать при проведении маркетиноговой кампании и акций.  

В настоящее время, согласно Федеральному закону «О лотереях»,  только государство имеет право проводить лотереи; любые частные лотереи под запретом.

Для начала рассмотрим, как законодательно определяется принадлежность маркетинговой акции компании к лотерее. Согласно статье 2 Закона «О лотереях», под лотереей понимается игра, в ходе которой проводится розыгрыш призового фонда; ее участник получает право на выигрыш (часть призового фонда, который формируется за счет средств участников, приобретающих лотерейные билеты), если он будет признан победителем в соответствии с условиями лотереи.

Таким образом, маркетинговая акция компании будет считаться лотереей, если она связана с продажей лотерейных билетов, а ее призовой фонд формируется из средств, полученных от их реализации. Кроме того, розыгрыш призового фонда лотереи основан на принципе случайности, то есть приз достается одному из участников случайным образом.

Если хотя бы один из этих признаков будет обнаружен в вашей маркетинговой акции, то уполномоченные органы вправе приостановить ее и в соответствии с пунктом 1 статьи 14.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях наложить административный штраф: на должностных лиц — от 8 тыс. до 20 тыс. руб., на юридических — от 200 тыс. до 300 тыс. руб.

Таким образом, чтобы разработанная маркетинговая акция компании не была признана стимулирующей лотереей, она не должна характеризоваться ни одним из вышеуказанных признаков. Судебной практики по этому вопросу с момента внесения изменений в Закон «О лотереях» не сложилось, поэтому в каждом отдельно взятом случае организаторам акций придется отстаивать свою позицию в суде.

Однако маркетинговые кампании и акции, стимулирующие увеличение спроса и продвижение товаров и услуг, не ограничиваются таким методом игрового стимулирования, как лотерея. Давайте разберемся, какие рекламные акции не будут признаны лотереями и каким образом вы можете обезопасить себя от претензий со стороны контролирующих органов.

Отличительная черта рекламной кампании в том, что ее призовой фонд формируется только из собственных средств организатора, а ее задачей является привлечение внимания к товару. Главная же цель любой лотереи — получение прибыли, в том числе от продажи лотерейных билетов. Поэтому при организации рекламной кампании необходимо учесть, что цена товара, продвигаемого в рамках акции, не должна существенно отличаться от стоимости аналогичного товара, который в ней не участвует. Кроме того, для потребителей мероприятие не должно быть платным, поэтому не нужно, например, завышать стоимость SMS-сообщения, которое необходимо отправить для участия в акции.

Что касается случайного определения победителя, то тут ситуация двоякая. Если вы хотите полностью себя обезопасить, то в стимулирующих рекламных кампаниях применяйте такую методику, в которой не используется принцип случайности.

Разработка маркетинговых акций: как не попасть на штраф

Во-первых, можно воспользоваться специальной формулой определения победителя. Организатор собирает заявки участников, и каждый «энный» становится победителем; либо выигравший вычисляется по определенной формуле (например: n = KЗ/S, где КЗ — число заявок, а S — количество призов). Во-вторых, можно выдать призы первой тысяче участников («Успей в числе первых участников получить призы»). И наконец, вы можете установить гарантированную награду (все участники, которые выполнили необходимые действия, получают призы) либо провести традиционный творческий конкурс, в котором приз достается тому, кто лучше всех нарисовал, спел и так далее. В последнем случае победителя будет определять конкурсная комиссия.

Если же при проведении маркетинговой акции компании не удается отказаться от принципа случайности (при этом другие признаки лотереи отсутствуют, в частности призовой фонд формируется за счет средств компании), можно обратиться в Федеральную налоговую службу (ФНС) и получить разъяснение, что по совокупности признаков ваша акция не является лотереей1. Для этого подайте в ФНС запрос с описанием порядка проведения запланированного мероприятия. В запросе укажите, какой товар (услугу) необходимо приобрести для участия в акции, как подавать заявку на участие, каков принцип определения победителей и размер призового фонда (по желанию).

1В настоящее время контроль и надзор за проведением лотерей на территории РФ осуществляет ФНС России.

Если уполномоченный орган сообщит, что ваша акция не является лотереей, — смело проводите ее. Отправить запрос можно по почте; в таком случае необходимо заложить некоторое время (желательно полтора-два месяца) на получение ответа.


Понравилась статья? Делитесь с коллегами – пусть оценят!

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.