Коммерческий директор

Стратегия продаж: виды и алгоритм создания

  • 27 февраля 2020
  • 561
Стратегия продаж: виды и алгоритм создания

У каждого руководителя должно быть точное представление того, каких результатов и за какие сроки должна достичь компания. Для этого необходимо разработать стратегию продаж. Расскажем, как это сделать.


Вы узнаете:

Что такое стратегия продаж

Стратегия продаж – это планы руководителя на достижение желаемого результата за конкретные сроки. Первое, что нужно знать о стратегии продаж – это то, что ее эффективность зависит от коллективной работы руководителя, отдела продаж, маркетинга, логистики и производства. Второе – точность. Стратегия продаж должна носить не абстрактный характер, ее необходимо заключить в цифры, только так можно будет действительно достичь желаемого результата. 

Что дает стратегия продаж? Она позволяет скорректировать деятельность предприятия в соответствие с прогнозируемой ситуацией на рынке и анализа текущей ситуации. 

Стратегия продаж включает:

Стратегия продаж VS тактика продаж

Стратегия – это план действий, а тактика – это то, как эти действия необходимо осуществить. Из этого исходит следующее правило: стратегия и тактика не могут существовать отдельно друг от друга. 

Тактика и стратегия продаж часто отличаются исполнителями, но, чтобы не произошло расхождений, все исполнители должны разрабатывать эти два важных плана сообща. 

Очень весомым отличием является срок, на который пишутся тактика и стратегия. Если стратегию продаж можно написать на срок до 5 лет, то тактика продаж пишется на 1-2 месяца и корректируется по ходу исполнения. 

На каком этапе продажи в компании: пройдите тест и определите стратегию

Тест от редакции электронного журнала «Коммерческий директор», поможет определить, на какой стадии развития находятся продажи в вашей компании, как увеличить прибыль за счет структурированной работы, а также как безошибочно прогнозировать результаты продаж.

Пройти тест

5 видов стратегии продаж

Идеальной стратегии продаж не существует, поэтому каждая компания выбирает тот вид стратегии продаж, который позволит наиболее быстро и точно достичь своих целей. Выделяют 5 самых распространенных видов стратегии продаж:

1. Классическая стратегия

Применяется, когда рынок предсказуемый и непластичный. Эта стратегия включает 4 главных элемента:

Масштабирование – это увеличение охвата продукта, что приведет к увеличению числа заявок на него. Масштабировать необходимо рекламные каналы или вообще выходить на новые.

Дифференциация в нашем случае – это сегментация рынка с целью поиска свободной ниши и отхода от конкурентов.

Фокусировка на ключевых компетенциях – поиск того действия, которое приносит больше всего результатов и акцентирования внимания на нем. Но важно не забросить все остальное, вдруг вы окажетесь неправы, придется начать поиски заново.

Автоматизация и оптимизация бизнес-процессов вытекает из предыдущего пункта: уменьшайте трудо-временные на рутинные бизнес-процессы, а внутри компании используйте передовые инструменты налаживания коммуникации. 

2. Стратегия формирования

Рынок пластичный и предсказуемый. Эту стратегию используют для формирования большой среды в отрасли, которой будут пользоваться более мелкие участники рынка. Такой стратегией продаж пользуются известные интернет-магазины и площадке по перепродаже товаров: Avito, Aliexpress, Amazon.

Данная стратегия строится на трех элементах:

Патентный поиск – посещение нишевых выставок и конференций и дальнейший выкуп потенциально-прибыльных технологий.

Доверие – важная составляющая сферы продаж, но никто лучше вас не знает, как именно сформировать доверие к вашему бренду. Совет: представьте, что этот бренд продали бы вам, чтобы вас смутило в предложении, а что бы наоборот зацепило.

Поиск и удержание партнеров – партнеры таких компаний и есть их клиенты, но основная загвоздка в том, что компании приходится искать не только партнеров-клиентов, но и клиентов для своих партнеров.

3. Стратегия адаптации (поведенческая аналитика)

Рынок непредсказуемый и непластичный. Важно постоянно задавать себе вопрос: «Как ведет себя мой клиент, почему именно так?». Эта стратегия подразумевает гибкость и умение подстроиться под изменчивый рынок.

Эту стратегию составляют 3 элемента:

Формирование гипотез – перед разработкой стратегии продаж, продумайте все возможные идеи, которые могут сработать, посоветуйтесь с узкопрофильными специалистами.

Выбор гипотезы и ее масштабирование – самые эффективные гипотезы необходимо масштабировать, а также нужно решить, что делать с неэффективными гипотезами. 

Тестирование гипотез – запуск всех своих вариантов на рынок и объективная оценка результатов, что работает лучше, а что нет.

4. Визионерская стратегия

Рынок пластичный и непредсказуемый. Стратегия включает в себя:

Изучение клиентского опыта – постоянное изучение поведения клиентской аудитории, изучение жизни клиентов и способов, чтобы облегчить ее.

Работа над дизайн-мышлением подразумевает, что вы должны пройти через следующие этапы:

Взаимодействие клиента с бизнесом – изучение точки соприкосновения клиента и конкретно вашего бренда, это подразумевает сбор и оценку информации о том, где и каким образом клиент взаимодействует с вашим бизнесом.

5. Стратегия «Песочница»

Рынок сверхагрессивный. Эту стратегию используют, когда в конкурентной борьбе не была одержана победа и необходимо наверстать упущенное.

Стратегия состоит из четырех элементов:

Работа над каскадом цен – это работа над прибыльностью в случаях, когда продажи есть, а прибыли нет, что может быть причиной скрытых скидок.

Снижение оттока клиентов – применяйте всевозможные способы, чтобы удержать клиентов, ведь это дешевле, чем привлечь новых. Как? Разрабатывайте программы лояльности, проводите акции для постоянных клиентов, экспериментируйте.

Снижение себестоимости продукта – оптимизация расходов посредством договоров с партнерами на лучшие условия, внедрение новых технологий, оптимизация кадровых решений и т.д.

Снижение стоимости привлечения и удержания клиентов подразумевает получение максимальной выгоды с каждой вложенной копейки. Это может быть достигнуто через оптимизацию рекламных кампаний, внедрение автоматизированных систем аналитики и многое другое. 

Как написать стратегию продаж

  1. Определить существующую ситуацию по следующим параметрам: товар (конкурентные преимущества, уникальное торговое предложение), персонал (что могут, что делают, что должны делать), процессы (эффективность рекламных средств и средств продажи).
  2. Идеальная картинка. Ответьте на вопрос: «Какими я хочу видеть продажи компании через 5 лет?». Планировать на более длительный срок неразумно в условиях постоянно меняющейся экономики.
  3. Определить пути достижения целей по каждому параметру стратегии развития отдела продаж. На этом шаге вы получите некий перечень конкретных действий, которые можно реализовать в рамках общей стратегии. Так формируются тактические действия для достижения планов по поводу развития продаж. 

Только на этом этапе можно говорить о зародыше будущей стратегии продаж. И только тогда, когда вы будете понимать, как будете достигать своих целей, когда вам станут понятны все действия, когда будет понятно сколько и каких ресурсов придется потратить на достижение своих целей, вы сможете сказать, что у вас начала формироваться стратегия. 

Только формироваться? Да, мы не можем закрепить стратегию статически, потому что мир не стоит на месте и следовать той цели, которая была выбрана много лет назад в новых реалия не всегда представляется возможным. Таким образом, настоящая стратегия продаж – это та стратегия, которая постоянно корректируется в соответствие с реальной ситуацией, подстраивается под меняющийся рынок и ситуации в компании. 


Статья подготовлена редакцией журнала "Коммерческий директор"