Ford Motor Company — четвертый в мире производитель автомобилей по объему выпуска за весь период существования компании. На протяжении более чем 100 лет она контролируется семьей Форд. Это одна из крупнейших бизнес-империй, находящихся под семейным контролем. Компания занимает 8-е место в списке Fortune Global 500.
Принципы Генри Форда, основателя Ford Motor Company, и изобретенные им методы организации производства используются в деятельности тысяч предприятий. Они прошли проверку временем и заслуживают внимания каждого, кто стоит во главе компании. Форд создал поточное производство и автомобильный бизнес. За это Генри Форд был назван журналом Fortune лучшим бизнесменом XX века.
Будущий основатель автомобильной империи родился в семье фермеров, но был совершенно равнодушен к сельскому хозяйству. Гораздо больше его интересовало устройство самодвижущихся экипажей. В 16 лет Форд ушел из дома и поступил учеником в механическую мастерскую. В 1893 году он сконструировал свой первый автомобиль. А в 1903 году основал компанию по производству автомобилей собственной конструкции — Ford Motor Company.
Дело оказалось успешным — в течение первого же года было продано 1708 автомобилей. Это было несомненное достижение. В дальнейшем бизнес Генри Форда стремительно развивался благодаря своевременному внедрению новых технических решений и новаторских принципов организации и менеджмента. Уже в 1918 году автомобили компании составляли половину всех произведенных в Америке автомашин. И все это — благодаря принципам, разработанным Фордом.
Генри Форд с сыном Эдселом у V8 Ford (1936)
ТОП-5 самых нужных статей для коммерсанта:
- Как удостовериться, что акция сработает: чек-лист, основанный на опыте 2000 компаний
- Избавьтесь от них: менеджеры, которые тормозят развитие компании
- Цепочка писем, которая не позволит клиентам забыть про компанию
- Три ошибки руководителя, которые мешают менеджеру выполнить план продаж
- Типы менеджеров, которых нельзя мотивировать стандартно
Принцип 1
«Мы постоянно меняем методы нашего производства — вот причина его дешевизны».
В то время как большинство промышленников охотнее решались на изменение продуктов, Форд совершенствовал методы их производства. «Это, конечно, не значит, что никогда не надо вносить изменения в сам продукт. Я только считаю более правильным лишь тогда браться за производство, когда вы абсолютно уверены в том, что назначение, внешний вид продукта и материал соответствуют желаемым. Если такой уверенности нет, то следует спокойно продолжать изыскания».
Принцип 2
«Нужно добиваться, чтобы покупатель постоянно удивлялся, как можно за такую низкую цену давать столь высокое качество».
Форд с самого первого дня ставил качество своей продукции превыше всего: «Моя цель состояла в том, чтобы производить с минимальными затратами материалов и человеческой силы и продавать по минимальным ценам, стараясь выиграть за счет объема продаж». В результате соотношение «цена — качество» обеспечило компании широкий сбыт.
Принцип 3
«Тот, кто приобрел наш автомобиль, имел в моих глазах право на пользование им как можно дольше. Поэтому, если случалась поломка, нашей обязанностью было позаботиться о том, чтобы экипаж как можно скорее был опять исправен».
Производители автомобилей в начале ХХ века мало интересовались судьбой своей продукции после продажи. Если автомобиль требовал ремонта — это была проблема владельца. Промышленники стремились продавать ему отдельные части как можно дороже. Форд первым решился на нововведение, которое говорило бы в пользу его автомобилей, — постпродажное обслуживание. Эта услуга стала решающим фактором его успеха.
Принцип 4
«Если 12 000 служащих сберегут каждый ежедневно по 10 шагов, то получится экономия пространства и силы в 50 миль».
Стремясь к снижению издержек производства, Форд обратил внимание на то, что рабочий тратил больше времени на поиск и доставку материала и инструментов, чем на работу.
Он понял, что необходимо доставлять работу к рабочим, а не наоборот. Генри Форд сформулировал два принципа менеджмента: никогда не заставлять рабочего делать больше одного шага и никогда не допускать, чтобы ему приходилось при работе наклоняться вперед или в стороны. Так появилась знаменитая система конвейерной сборки.
Принцип 5
«Лучше направить все силы на усовершенствование уже имеющейся хорошей идеи, вместо того чтобы гнаться за другими, новыми. Не стоит разбрасываться — одной идеи вполне достаточно для работы».
Прочитать книгу Генри Форда "Моя жизнь, мои достижения" вы можете всего за 15 минут в Библиотеке "Главная мысль". Книги в кратком изложении».
Статья подготовлена редакцией журнала "Коммерческий директор"