Когда мы вбиваем запрос в поисковик, то ожидаем получить всю необходимую нам информацию на первой же странице выдачи. Чаще всего именно так и происходит. Для этих целей задействуется множество автоматических систем и человеческих ресурсов. О втором мы расскажем подробнее в статье.
Кто такой асессор
Асессор – это человек, оценивающий поисковую выдачу. Он как бы подсказывает «поисковым алгоритмам» была ли полезна пользователю выведенная ими информация. Именно асессоры оценивают качество сайтов: повышают рейтинг хороших и понижают, либо вовсе удаляют, продвинутые неорганическим способом сайты.
Проверьте свой сайт с помощью нашего чек-листа:
10 обязательных элементов продающего сайтаСкачать чек-лист
Чем занимается и какие задачи решает асессор
В процессе своей работы асессор выполняет следующие задачи:
- Проверяет, соответствует ли ресурс запросу пользователя; оценивает качество работы алгоритмов.
- Оценивает контент, наполнение, удобство сайта.
- Собирает и обрабатывает полученные данные.
- Помогает разрабатывать автоматизированные процессы сбора информации.
- Удаляет вирусные ресурсы из выдаваемых поиском списков и т.д.
Если представить суть работы асессоров, например, Яндекса поэтапно, то вот как это будет выглядеть:
- Распознают, что именно имел в виду в своем запросе и что хотел найти пользователь.
- Определяют, соответствует ли сайт запросу.
- Оценивают качество ресурса и выявляют нарушения, если таковые имеются.
Асессоры работают в сервисах Яндекса и Google, например:
- Яндекс.Картинки.
- Яндекс.Карты.
- Яндекс.Видео.
- Яндекс.Маркет.
- Google Maps.
- Google Photos.
- Google News.
- В поиске по сайту.
- В блогах и т.д.
Что должен знать директор, если не хочет зря тратить деньги на продвижение сайта
По каким критериям асессором оценивается сайт
Асессоров иногда называют тестировщиками, так как они по сути проводят диагностику сайтов. Итак, оценка происходит следующим образом:
-
Первым этапом проводится предварительный анализ. Здесь определяют, является ли интернет-ресурс вредоносным или содержащим запрещенную информацию. Если да, то дальше проверка не проводится.
-
Если первый этап успешно пройден, то далее проверяют, соответствует ли ресурс запросу пользователя. По завершении проверки асессорами полученным данным выставляется одна из следующих оценок:
- Vital (витальный) – официальный источник. На некоторые запросы их может быть несколько либо вообще не быть. Всегда занимают первые строчки в выдаче.
- Useful (полезный) – ресурс, дающий точный и полный ответ на запрос пользователя. Это могут быть сайты фирмы, учебного заведения или иной организации, тематические сайты.
- Relevant+ (релевантный) – информация на ресурсе полностью отвечает запросу пользователя.
- Relevant- (релевантный -) – на ресурсе содержатся данные по запросу, но не в полном объеме. К примеру, вы ввели в поиск «цена крема для лица», а в выдаче получили страницу, на которой обсуждаются цены, но сама стоимость не дана.
- Irrelevant (нерелевантный) – информация совсем не соответствует запросу.
- Спам – ресурсы, продвигаемые черными SEO-методами. На них нет полезной информации.
А уже по полученным данным проставляется рейтинг ресурсов.
Работа асессоров направлена на улучшение выдачи. Чаще всего проверяются коммерческие темы, что вполне логично, ведь от этого зависит успех продавцов и удовлетворенность покупателей.
Работа асессоров Google
Для асессоров Google введена новая система оценки сайтов. Она представляет собой пятибалльную шкалу с бегунком:
- Наивысшее качество (Highest).
- Высокое (High).
- Посредственное (Medium).
- Низкое (Low).
- Очень низкое (Lowest).
К основным критериям оценивания относятся:
- Цель документа.
- Компетентность.
- Качество и полнота информации.
- Репутация сайта и его авторов.
Низший балл по окончании проверки получают страницы, если отвечают одному или нескольким пунктам:
- Обнаружено вредоносное ПО, подделки брендов; сайт создан для хищения реквизитов карты или персональных данных.
- Неясный контент, непонятно, какие проблемы пользователей решаются.
- Главная цель – заработок, причем обманным способом.
- Некорректные, взломанные порталы, без технической поддержки.
- Контент низкого качества.
Просто низкая оценка ставится ресурсам:
- С плохим контентом.
- Отсутствуют вспомогательные кнопки, таблицы, медиа и т.д.
- Контент с ошибками, опечатками, составлен человеком без опыта.
- Преобладают негативные отзывы.
- Плохой дополнительный материал и навигация сайта.
Среднюю оценку проставляют сайтам с видимыми и понятными целями, но с плохим контентом, не очень хорошей навигацией, средней репутацией.
Для получения наивысшего балла:
- Базовый контент должен быть идеальным.
- Хорошее исполнение, видна компетентность.
- Авторы с хорошей репутацией.
- Сама репутация сайта безоговорочно хороша.
По каким причинам асессор может снизить оценку:
- Обнаружение плагиата.
- Отсутствие достоверности.
- Искажение фактов.
- Плохая структура и формат.
- Отсутствие ссылок на источники информации.
- Отвлекающий контент.
Яндекс.Толока – платформа асессоров
Платформа для совместной работы «Толока» была открыта Яндексом в 2014 году. На ней размещаются задания по анализу контента. Такие задания не требуют глубоких знаний и специальной подготовки, поэтому любой желающий может взяться за работу и получить небольшое вознаграждение.
Заказчиками на платформе являются компании и пользователи, а также команды сервисов Яндекса.
«Толока» помогает решить следующие задачи:
- Совершенствование поисковых алгоритмов.
- Развитие обучения автоматизированных систем путем транслирования им положительных и отрицательных примеров.
- Анализ и оценка работы интернет-магазина, службы доставки, выявление слабых мест, над которыми придется еще поработать. К примеру, исполнителями проверяется сервис возврата товара либо оставляются отзывы, дополненные собственными фотографиями товара.
- Выбор названий и вида появляющихся сервисов и продуктов. Например, благодаря опросу удалось выбрать имя для голосового помощника Яндекса.
Примеры заданий, на которые можно наткнуться:
- Сравнить пару картинок, сайтов, результатов поиска. Отметить совпадения и различия. Выбрать наилучший вариант.
- Соответствует ли, например, видеоролик запросу и насколько.
- Найти официальный сайт компании, вписать недостающие данные в карточку товара, подобрать серию картинок по теме.
- Посетить заведение в роли тайного покупателя и поставить оценку. Узнать часы работы компании и т.д.
С помощью «Толоки» происходит:
- Сбор и обработка информации для проектов, например, по машинному обучению, технологиями речи, компьютерному зрению и др.
- Модерация контента.
- Улучшение внутренних бизнес-процессов.
Актуальность и перспективы профессии асессора
Необходимость привлечения асессоров/тестировщиков:
- Невозможно полагаться только на систему аналитики машин.
- Только человек может в полной мере оценить контент и технические преимущества.
- Асессоры способствуют обучению ботов.
Количество интернет-ресурсов только увеличивается, поэтому привлекается все больше асессоров для проверки выдаваемых поисковиками сайтов.