По прогнозам компании East-West Digital News, к 2020 году годовой объем интернет-коммерции составит $ 40–60 млрд.1 Это не случайно, ведь предприниматели сегодня все более пристальное внимание уделяют новым возможностям рынка. И если интернет-торговля уже начала активное развитие, то ниша услуг пока остается свободной зоной выездного бизнеса.
-
Что из себя представляет бизнес на колесах
-
Идеи бизнеса на колесах, которые пользуются успехом
-
Эффективен ли бизнес-план бизнеса на колесах
Бизнес на колесах сегодня стал перспективным направлением, но почему? Во-первых, сам по себе торговый бизнес испытывает кризис: снизилась доходность, появились сетевые игроки, конкурировать с которыми сложно. Во-вторых, сектор услуг в России вообще слабо развит, а бизнес на колесах — это реальная возможность заработать. В-третьих, такой бизнес не требует больших издержек (отсутствие аренды, полноценного штата).
За счет относительно небольших затрат конечная цена услуги будет ниже средней по рынку, что может обеспечить лишнее преимущество в конкурентной борьбе и создать дополнительную ценность для клиента. В-четвертых, реализация такого проекта обеспечивает близость к потребителю: у предпринимателей есть реальная возможность для глубинных исследований, наблюдений и, как следствие, оптимизации ассортимента, создания «кастомизированной» услуги. Надо отметить, что эта ниша практически свободна и пратически любой нормально разработанный бизнес-план бизнеса на колесах может стать весьма успешным.
1По информации портала «Предприниматель.ру».
Поле потребности
Идея бизнеса на колесах прежде всего должна быть понятной и привычной для потребителя. Тогда востребовано все, что связано с качественной доставкой на место. Концепция выездного бизнеса порождает другой подход к потребителю, меняет принципы сегментирования аудитории. Как правило, предоставляя классическую услугу, мы делим клиентов по доходам, по типу образования или по предпочтениям, по полу и возрасту.
В то же время критерии классификации клиентов в сфере бизнеса на колесах — это важность времени доставки и желание получить дополнительный сервис. Таким образом, появляется возможность выделения новых сегментов, что расширяет рынок для бизнеса.
Область покрытия
Российские потребители, даже жители Москвы и Санкт-Петербурга, не избалованы сервисом, и предприниматель, который предложит качественные выездные услуги, не прогадает.
В первую очередь, вероятно, потребителями станут те, кто много работает и не имеет возможности изменить свое расписание. Точкой контакта может быть не только дом, но и место офиса. Во-вторых, это те, кто по какой-то причине должен находиться в одном месте, например сидеть с маленьким ребенком.
В-третьих, инвалиды, люди с ограниченными возможностями, которым трудно передвигаться в городских условиях (а многие из них сейчас имеют возможность зарабатывать деньги на дому). В-четвертых, места с неразвитой инфраструктурой, например современные коттеджные поселки (но там будет реализовываться стратегия высоких цен).
Точки роста: «эффект Макдоналдса»
Сегодня выполнения условия «на место и точно в срок» достаточно для успеха выездного бизнеса. Как только на рынке появится достаточно такого рода проектов, следующим шагом станет стремление вызвать позитивные эмоции и улучшение сервиса. Я называю это «эффектом Макдоналдса»: в ресторанах светло, шумно, весело, они всегда рядом. А это и есть критерии развития выездного бизнеса: доступность и скорость обслуживания.
Спрос на выездные услуги не сформирован
Дмитрий Порочкин, президент, Московский клуб молодых предпринимателей
Как правило, предприниматели используют поверхностные решения — точки общепита, выездная торговля. Лишь некоторые обращают внимание на возможности бизнеса на колесах. Например, слышал про такой бизнес-план бизнеса на колесах – выездной (не ламповый) солярий: к заказчику приезжает косметолог, обрызгивает тело специальным средством (это не «моментальный загар»), помещает клиента в капсулу. Через 5–10 минут тело становится загорелым.
Но надо понимать, что рынок такого рода услуг только начинает формироваться и спрос на эти сервисы невелик. Конечно, особую необходимость в развитии этого рынка испытывают жители столицы, которые остро ощущают нехватку времени.
В регионах к такому сервису относятся настороженно. Один из участников нашего клуба, владелец магазина сотовых телефонов, рассказывает, что там редко заказывают товары через интернет, а предпочитают приехать в магазин, чтобы перед покупкой ознакомиться с продукцией.
Но если понять потребности клиента, идеи бизнеса на колесах станет приносить хорошую прибыль. Например, ребята из нашего клуба реализуют выездную сухую мойку (машину покрывают специальными аэрозолями и полируют). Так как эта чистка не требует воды, многие заказчики вызывают сервис на работу: пока они трудятся в офисе, их машину отмоют. Услуга пользуется спросом: за восемь месяцев ребята открыли представительства в 60 регионах России, а также в Белоруссии и на Украине.
Информация об авторе и компании
Евгений Бойченко — автор учебника «Поведение потребителей», статей в специализированных СМИ. Регулярно выступает с докладами на крупных российских и международных конференциях по маркетингу и бизнес-коммуникациям.
«МИРБИС» — российская бизнес-школа, специализируется на программах MBA, Executive MBA, DBA. В 2012 году признана самой известной российской бизнес-школой (по данным Российской Лиги MBA и портала SuperJob). На рынке с 1988 года. Официальный сайт — www.mirbis.ru
Московский клуб молодых предпринимателей — бизнес-сообщество, основная цель которого — помощь членам клуба в развитии бизнеса. Клуб основан в 2007 году, насчитывает более 1000 участников. Официальный сайт — www.mosmp.ru
Понравилась статья? Делитесь с коллегами – пусть оценят!
Статья подготовлена редакцией журнала "Коммерческий директор"