Согласно принципу Парето 80 процентов прибыли должны приносить 20 процентов товаров. ABC-анализ позволяет быстро и точно выявить эти 20 процентов.
Что такое ABC-анализ
ABC-анализ – это методика, с помощью которой можно выполнять классификацию ресурсов компании по уровню важности. Его относят к методам рационализации. Благодаря универсальности ABC-анализ можно использоваться в повседневной работе большинства предприятий.
ABC-анализ запасов проводится с целью оптимального ранжирования ресурсов в зависимости от их вклада в получаемый доход. Подобное ранжирование позволяет выделить приоритеты работы компании, сконцентрировать использование трудовых, инвестиционных и прочих ресурсов в заданном направлении, скорректировать сверхнормативное количество выделяемых на проект средств.
Проводить анализ необходимо с периодичностью один раз в квартал или в год. При принятии важных решений исследование проводится в динамике. Теоретически можно проводить и ежемесячный ABC-анализ, однако такая периодичность очень мала для реализации управленческих решений. Чтобы отследить ситуацию, необходимо брать цифры за квартал или более.
Среди достоинств ABC-подхода можно выделить универсальность, относительную простоту, наглядность. Среди недостатков – излишнюю схематичность, не всегда учитывающую стратегические цели. К примеру, проект, находящийся в стадии активного развития, автоматически попадает в низшую категорию «С» – в краткосрочной перспективе отдача от него будет минимальна.
Универсальность ABC-анализа позволяет использовать его в управлении, логистике, бюджетировании и других отраслях.
ABC позволяет анализировать:
- Весь ассортимент, имеющийся в распоряжении компании, или отдельные модели.
- Товарные запасы предприятия.
- Сырье и материалы.
- Клиентов, поставщиков.
- Эффективность работы отделов.
- Эффективность работы персонала.
- Использование бюджета, инвестиций.
Курс «Тренды 2021. Новые направления и перспективы роста»
Сделать сильный рывок вперед компания сможет, если руководитель знает, какие тренды повлияют на экономику и бизнес в ближайшие годы, а актуальность каких пойдет на спад. В программе Школы генерального директора вы узнаете, как научиться предугадывать тренды и как скорректировать бизнес-модель, при которой пользователю ваш продукт будет нужен постоянно.
Группы и методы ABC-анализа
ABC-анализ продаж основывается на законе Парето. Двадцать процентов ассортимента должны давать восемьдесят процентов оборота. Подход заключается в том, что все товары делятся на три категории:
Категория |
Описание |
A |
Генераторы дохода. При минимальных вложениях приносят максимальную прибыль. На группу приходится 10-20 процентов товарных запасов и 70-80 процентов продаж. |
B |
Средняя группа. 25-30 процентов запасов приносят 15-25 процентов продаж. |
С |
5% реализации, 50-60% товарных запасов. |
Группы товаров исследуются по одному либо нескольким факторам. Например, при анализе по прибыльности и востребованности, получаем следующий расклад:
- АА – товары приносят прибыль и хорошо продаются.
- AB – приносят прибыль, но продаются хуже.
- АС – приносят доход, но практически не востребованы.
Подобная классификация, использующая два критерия, носит название двухфакторной.
При выделении групп используется несколько методов. Самыми употребительными считаются три – эмпирический, суммарный, касательный. Рассмотрим их немного подробнее.
Эмпирический метод
Эмпирический метод, называемый также классическим, основывается на том, что на диаграмме Парето границы всех групп фиксированы и не изменяются при любой структуре. Границы задаются до начала анализа. Наиболее распространены:
- А: 5-10%.
- В: 15-20%.
- С: 70-80%.
Графически это выглядит следующим образом:
Метод сумм
Метод сумм – это модифицированный эмпирический подход. Модификация заключается в том, что здесь отсутствует строгая фиксация. При расчете границ учитываются суммы координат точек, границы разбиения уточняются через фиксацию значений полученных величин.
В методике складываются доли объектов и их общая доля в результате. Значение может располагаться в диапазоне от нуля до двухсот процентов. Пример представлен на графике:
Метод касательных
Данный подход не подразумевает принудительной фиксации границ. Суть заключается в том, что на стандартной диаграмме Парето строятся две касательные, определяющие координаты границ каждой группы. Одна из касательных строится как прямая, параллельная диагонали. Вследствие выпуклости диаграммы она является единственной. Координаты точки касания – это граница групп А и В. Чтобы найти вторую границу, две точки соединяются прямой и выстраивается вторая диаграмма.
Порядок проведения ABC-анализа
Алгоритм проведения ABC-анализа выглядит следующим образом:
- Выделяем цель. Нужно ли вообще что-то анализировать. Здесь важно помнить, что сам по себе ABC-анализ ассортимента – это инструмент, который можно использовать для достижения определенного результата. И при разной цели объекты могут быть по-разному распределены по группам.
- Определяем объекты. Одна задача может быть решена с помощью воздействия на разные управляющие объекты. Оптимальный результат достигается при использовании комплексного воздействия. К примеру, если требуется уменьшить складские запасы, возможны следующие варианты в зависимости от того, кто является объектом анализа:
- Пересмотр объема и интервала поставок по товарам, входящим в группу А. Объектом в данном случае являются ассортиментные позиции.
- Пересмотр условий сотрудничества, смена поставщиков. Объект – поставщики.
- Пересмотр условий сотрудничества с покупателями. Объект – покупатели.
- Анализ складских запасов с дальнейшей активизацией продаж товаров со сверхнормативным остатком. Здесь, как и в первом пункте, работа ведется с ассортиментными позициями, однако с другим фактором.
- Определяем факторы. Процесс зависит от того, какие объекты выбраны для анализа.
Как пример:
-
-
- При выбранных ассортиментных позициях подходящие факторы – объем реализации продукции по себестоимости, величина продаж в количественном виде, наличный или среднесписочный остаток товаров на складе.
- Если в качестве объекта выбраны поставщики предприятия, определяются следующие факторы: текущий или средний складской остаток по каждому поставщику, оборотные средства, которые вложены в работу с конкретным контрагентом, кредит, который предоставляет компаньон, доходность денег, которые вкладываются в работу с поставщиком.
- Если нужно проанализировать покупателей, выбираются следующие факторы: объем продаж по каждому покупателю, доход по клиенту, величина дебиторской задолженности.
-
Стандартных решений для ABC-анализа товаров не существует. Допускаются эксперименты. Те или иные объекты анализируются по различным факторам. Большинство аналитиков ограничиваются единственным объектом (ассортиментом) и единственным фактором (величиной продаж). С помощью многофакторного анализа можно принимать более взвешенные и своевременные решения.
- Создание информационного массива. В современных информационных системах большая часть работы выполняется в автоматическом режиме, согласно заложенным алгоритмам. Однако есть несколько нюансов, влияющих на результат. Например, несоответствие имеющейся информации реальной ситуации. К примеру, если продажи по конкретной позиции отсутствуют из-за дефицита.
- Расчет вклада каждого отдельного объекта в глобальный результат, расстановка по мере убывания главного фактора, расчет нарастающего итога.
- Разделение на группы.
- Обработка результатов.
Пример ABC-анализа в Excel
Рассмотрим пример ABC-анализа ассортимента товаров в программном комплексе Excel.
Составляем таблицу, вносим наименования товаров и данные о сумме реализаций каждого товара в течение отчетного периода. Задача – ранжировать данные в зависимости от прибыли.
- Выполняем сортировку данных. Для этого необходимо выделить весь рабочий диапазон, исключая шапку, перейти во вкладку «Данные» и нажать «Сортировка». Откроется диалоговое окно, в котором необходимо выбрать сортировку по доходу и порядок по убыванию.
- Добавляем строчку с итогом и рассчитываем общий доход по всем товарным позициям.
- Рассчитываем процентную долю каждого товара в общей сумме. Для этого в таблице создается третий столбец под названием «Доля», для ячеек назначается процентный формат. В первую ячейку вносится формула: =B2/$B$17. Номера ячеек зависят от количества товарных позиций, нижняя ячейка с суммой делается абсолютной – в нашем случае это $B$17. Протягиваем до нижней ячейки таблицы и разрешаем заполнение.
- Считаем процентную долю нарастающим итогом. Для этого в таблицу добавляется еще один столбец – «Нарастающая доля». На старте она равна индивидуальной доле. Каждая последующая позиция рассчитывается как сумма индивидуальной процентной доли и нарастающей доли для предыдущей позиции. Накопленная доля для нижних позиций должна быть равна ста процентам.
- Смотрим цифры нарастающего итога и распределяем позиции по группам. Например, до 80% направляется в группу А, до 95% – В, остаток – С. Это равнозначно стандартной методике 80 – 15 – 5.
Пример расчета XYZ
Метод используется совместно со стандартным подходом. В мировой литературе нередко встречается объединение – ABC-XYZ или ABC-VEN анализ.
XYZ – это степень прогнозируемости объекта, измеряемая коэффициентом вариации. Четких единиц измерения данный показатель не имеет и зависит от сезонности и тенденций. Ошибка приводит к принятию неверных решений.
XYZ-анализ проводится по следующему алгоритму:
- Рассчитывается коэффициент вариации спроса по каждой отдельной категории. Оценивается процентное отклонение величины продаж от среднестатистического значения.
- Товарный ассортимент сортируется по рассчитанному ранее коэффициенту вариации.
- Позиции распределяются по трем категориям – X, Y, Z:
-
- X – товары, спрос на которые очень устойчив. Коэффициент вариации не превышает 10%.
- Y – спрос на категорию меняется в зависимости от различных факторов. Коэффициент вариации – от 10 до 25 процентов.
- Z – спрос на продукцию случаен. Коэффициент вариации превышает 25 процентов.
Коэффициент вариации рассчитывается как отношение среднеквадратического отклонения к среднеарифметическому значению измеряемых критериев. Показатель является относительным и показывает разброс данных вокруг усредненной величины.
где:
- V – коэффициент вариации.
-
- среднеквадратическое отклонение.
-
- среднеарифметическое значение.
- Xi – i-е значение ряда.
- n – число значений в ряде.
Для примера сформируем рабочую таблицу и заполним ее произвольными данными.
Рассчитываем по всем группам коэффициент вариации. В нашем случае для расчета можно использовать следующую функцию:
=СТАНДОТКЛОНП(B3:G3)/СРЗНАЧ(B3:G3)
Определяем, в какую группу нужно отправить товар. Для этого можно использовать встроенную функцию «ЕСЛИ»:
=ЕСЛИ(H3<=10%;"X";ЕСЛИ(H3<=25%;"Y";"Z"))
В группу Х входят позиции, пользующиеся устойчивым спросом. Среднемесячная величина продаж отклоняется лишь на семь с небольшим процентов. Если в наличии есть складские запасы этих позиций, они должны быть выложены на прилавок для реализации.
Применение результатов ABC-анализа
По итогам ABC-анализа управления запасами можно сделать ряд выводов.
- Группа А – это ключевые ресурсы, приносящие организации максимальную прибыль. Если эффективность данной категории будет снижена, компания понесет серьезные потери. Следовательно, все, что относится к этой категории, предельно жестко контролируется, регламентируется, прогнозируется. Продукция, выпускаемая или продаваемая компанией, должна быть достаточно конкурентоспособной в течение длительного времени. Нельзя допустить, чтобы сильные стороны были потеряны. На первую группу выделяются самые большие инвестиции и ресурсы. Эффективность и доходность категории тщательно анализируется и переносится на другие группы.
- Группа В обеспечивает компании стабильную прибыль или продажи, но меньше, чем продукция из раздела А. Важность категории для предприятия довольно высока, однако анализ, прогнозирование и контроль осуществляются в более спокойном темпе. Стабильность В-ресурсов распространяется лишь на краткосрочную перспективу. Глобальные инвестиции не требуются, достаточно незначительных капиталовложений для обеспечения существующего уровня продаж.
- Группа С – маловажная. Она не приносит особого дохода и тянет все предприятие вниз. Здесь важно провести анализ и определить причины отсутствия доходности. Возможно, компания целенаправленно сбивает цены на отдельные позиции, чтобы поддержать реализацию других. Возможно, стоит пересмотреть ассортимент в сторону уменьшения продукции с минимальными продажами.
Особенности ABC-XYZ анализа
Результаты двух подходов нередко совмещаются. АБС-анализ изучает ассортимент с целью изучения прибыльности, XYZ концентрируется на продаваемости товаров, позиций и групп. При комплексном использовании составляется матрица следующего вида:
Из этой таблицы можно сделать следующие выводы:
- AX и ВХ отличаются максимальной стабильностью и товарооборотом. Компания должна обеспечить наличие товара на прилавке, однако следует избегать излишков складских запасов.
- AY и BY – хороший товарооборот и некоторая нестабильность. Товары продаются, но могут на некоторое время исчезнуть у поставщиков. Для обеспечения продаж следует повысить страховой запас.
- AZ, BZ – отличный товарооборот и слабая прогнозируемость. В теории можно забить склад и тем самым обеспечить наличие товаров в любой момент. На практике это увеличивает товарный запас. Выход – пересмотр системы заказов.
-
Продукция С – это 80% ассортимента. XYZ-анализ позволяет уменьшить время, проводимое менеджером над контролем и анализом этой категории.
- CX – используется налаженная система заказов с заданной периодичностью, страховой запас снижается.
- CY – используется система заказов с заданным объемом или суммой, формируется небольшой запас.
- XZ – новые товары, пользующиеся спонтанным спросом. Часть впоследствии выводится из ассортимента, часть переходит в раздел неликвидных, часть отправляется в постоянный ассортимент.