В статье Александр Бочкин, генеральный директор компании «Инфомаксимум», расскажет о 5 способах нематериальной мотивации сотрудников, которые применяет в своей компании.
Александр Бочкин, генеральный директор компании «Инфомаксимум»
Об авторе. В 2006 году окончил Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева по специальности «автоматизированные системы обработки информации и управления». Кандидат технических наук. Тема диссертации: «Система мониторинга рабочего времени в масштабе предприятия». С 2008 года – в нынешней должности.
Наша компания находится в небольшом региональном городе – Саранске. Здесь дефицит IT-специалистов и менеджеров по продажам, которые умеют работать с крупными заказчиками. А наш продукт покупают только крупные клиенты. Например, мы обслуживаем 9 из топ-10 банков. Поэтому с самого начала озадачились, каким образом будем удерживать ценных сотрудников. Офисную культуру изучали по опыту зарубежных коллег, а практикой подготовки специалистов интересовались в российских IT-компаниях: запрашивали референсы, адаптировали к своим задачам.
Сегодня наш офис напоминает город, в котором жизнь бьет ключом, существует своя валюта, а работники не выгорают и перевыполняют планы.
В статье раскрою пять рабочих способов нематериальной мотивации сотрудников, которые мы разработали совместно с психологами и успешно применяем в нашей компании вот уже два года.
Способ 1. Продвинутый офис
Мы занимаем два этажа бизнес-центра класса А в центре города. Организовали офис в формате «опенспейс», где руководители сидят с сотрудниками за одними столами. Если нужно что-то спросить – все рядом.
Кухни оборудованы всей необходимой бытовой техникой. Для любого сотрудника доступны чай, кофе, сахар, сливки.
Помимо рабочей зоны и кухни, в офисе есть:
- индивидуальные комнаты с мягкими креслами-«плюшками», где сотрудник может отдохнуть и побыть один;
- чилауты с игровыми приставками;
- спортивная зона с ковриками для йоги;
- частная библиотека, где можно забронировать книгу.
Кроме того, у сотрудников свободный график работы: они приходят в офис тогда, когда им удобно. Эффективность разработчиков, аналитиков, тестировщиков оцениваем по статусу задач, которые они выполнили.
Способ 2. Курсы и тренинги по саморазвитию
У нас в штате есть бизнес-тренер с международным сертификатом, который курирует разработку образовательных программ и обучает команды. Под его руководством написали программы для развития soft skills – навыков, которые помогают решать задачи и работать с другими людьми. К ним относятся, например, умение организовать командную работу, навык ведения переговоров, умение управлять эмоциями. Кроме штатного бизнес-тренера над этими задачами трудятся два психолога и специалисты отдела по работе с персоналом.
Как мотивировать сотрудников с помощью эмоционального интеллекта
Изначально, в 2020 году, программу обучения soft skills использовали для подготовки руководителей департамента планирования и развития продукта, технического отдела. Сегодня наши корпоративные программы доступны всем сотрудникам компании.
У нас четыре типа обучения soft skills – по категориям сотрудников.
- Для руководителей отделов и направлений. 13 программ по развитию лидерства и личной эффективности. Коуч рассказывает о стилях управления, о планировании, мотивации и контроле. Обучение включает и теорию, и практику.
- Для тимлидов. Программы те же самые, что и у руководителей, но в сокращенном объеме, потому что у тимлидов в подчинении в три-четыре раза меньше сотрудников. Упор делаем на разбор кейсов. Учим лидеров команд «подсвечивать» для сотрудников точки роста, выстраивать эффективные коммуникации с подчиненными.
- Для специалистов отдела по работе с клиентами. Сотрудников обучают по шести программам работе с крупными заказчиками, техникам делового письма, ведению переговоров.
- Факультативы и тренинги. На общекорпоративных занятиях пользуются популярностью темы личных границ и эмоционального интеллекта, а также ораторское искусство.
Полный список программ – в образце документа.
Тренинги и курсы проходят в трех форматах:
- групповое занятие – для всех сотрудников;
- обучающие игры – для продажников;
- индивидуальный формат – для IT-специалистов.
Среди сотрудников пользуются успехом выступления приглашенных спикеров на свободные темы. Например, практикующий психиатр проводил тренинг на тему «Как научиться говорить «нет». Таких экспертов приглашаем раз в месяц. Каждый работник через внутренний портал может запросить индивидуальное обучение, если некомфортно чувствует себя в группе. Или психологическую сессию. Для сотрудников компании это бесплатно.
Как мотивировать сотрудников на удаленке
Способ 3. Геймификация процессов
Чтобы повысить вовлеченность людей в жизнь компании, придумали игровые элементы и внедрили их во внутренние процессы, то есть геймифицировали будни сотрудников. Для этого ввели собственную «валюту» – дублоны, которые начисляем на личный счет работника за инициативы по улучшению компании.
Например, сотрудник применил в работе знания, полученные на корпоративном обучении, изучил материал и презентовал отделу или направлению. Также работник получает баллы, если вел новичка с момента его прихода в команду до окончания испытательного срока, давал обратную связь по задачам и помогал адаптироваться в компании; выиграл квиз; снялся в видеоролике для соцсетей; написал статью от лица компании.
Всем работникам доступна таблица рейтинга, в которой они видят, у кого сколько дублонов. «Валюту» можно потратить на оплату 50% стоимости индивидуального обучения на любую тему у бизнес-тренера компании, на билеты в кино, на абонемент в фитнес-зал или завтрак с гендиректором. Последнее – самое дорогое и пользуется особым успехом.
Помимо «валюты», придумали внутренний логотип компании и создали мерч: толстовки, футболки, носки, бутылки для воды, стикеры. Разработкой проекта занимался отдел коммуникационного дизайна. Аксессуары можно купить за дублоны.
Способ 4. Мероприятия
У нас разработана система корпоративов. Мероприятия можно разделить на категории (таблица).
Способ 5. Партнерские программы
Нам удалось договориться с 19 заведениями города о скидках для сотрудников в размере от 20 до 60%. Самая большая, 60%, – на фитнес и посещение спортзала.
По партнерской программе работники могут посещать:
- бассейн;
- пиццерию;
- кафе и рестораны;
- студию массажа;
- барбершоп;
- бильярдный клуб;
- магазины, продающие снаряжение для охоты и рыбалки;
- магазины, торгующие кухнями, мебельное ателье.
Мы не доплачиваем за специальные условия, но договариваемся о рекламе внутри компании, в социальных сетях и на корпоративном сайте. Бонусы доступны всем сотрудникам, независимо от должности и достижений.
Результат
Отдел по работе с персоналом раз в месяц проводит пульс-опросы работников. Собирает обратную связь, чтобы понять, насколько люди удовлетворены работой и условиями в компании. За последние два года лояльность к компании выросла на 36%, и теперь в компании 80% лояльных сотрудников. Нет текучести кадров, а студенты и молодые специалисты охотно приходят на практику. Также пульс-опросы показывают, что 70-75% сотрудников вовлечены в активную жизнь компании и участвуют в мероприятиях, которые мы для них организовываем. Эффективность работы таких сотрудников стала выше примерно на 30% по сравнению с 2020 годом, они стабильно выполняют планы.