-
-
-
×
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и скачать материал
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и скачать материал
Зарегистрироваться
-

Как оптимизировать бизнес-процессы в огранизации: методы и примеры

19 ноября 2020
648
Средний балл: 0 из 5
Как оптимизировать бизнес-процессы в огранизации: методы и примеры
Как оптимизировать бизнес-процессы в огранизации: методы и примеры

Оптимизация бизнес-процесса – это набор действий, помогающих улучшить бизнес-деятельность. Это достижение наилучшего результата при некоторых условиях.

Что такое оптимизация бизнес-процессов

Понятие произошло от латинского термина «optimus», что в переводе означает наилучший. Это поиск самого выгодного положения среди взаимоисключающих условий. Впервые о понятии заговорили в 80-х годах прошлого века.

До этого в компаниях применялся функциональный метод руководства:

  • компании делились на подразделения, исполняющие разные задачи;
  • подразделения находились под строгим контролем руководства.

Достижение результата происходило медленно и хаотично. Поэтому позднее схема стала неэффективной. Менеджеры перестали тратить личное время и ресурсы на внутренние задачи подразделений и их поэтапную коммуникацию. Приоритетнее становится идея достижения лучшего результата.

Курс «Изменение бизнес-процессов в условиях пандемии»

Программа Школы генерального директора рассказывает о срочных антикризисных мерах для сохранения бизнеса.

Записаться на курс

Оптимизация бизнес-процессов отличается от термина «реинжиниринг»:

  1. Оптимизация бизнес-процессов – это частичное улучшение внутренних задач, которое выполняется путем устранения видимых недостатков. Недостатками могут быть петли информации, повтор функций.
  2. Реинжиниринг подразумевает резкое улучшение основных показателей фирмы, оптимизирование представляет непрерывную операцию, затрагивающую узкую область. Оно характеризуется постоянными рисками и нуждается в меньшем времени выполнения.

Оптимизация бизнес-процессов в организации подразумевает изменение ее организационной структуры, так как выполнятся перераспределение задач подразделений. Это непосредственная разработка и осуществление мероприятий по реорганизации направлений деятельности фирмы. Поэтому она должна подкрепляться соответствующей распорядительной документацией.

Оптимизация бизнес-процессов – это порядок действий, обеспечивающий:

  • ускорение работы;
  • упрощение деятельности;
  • повышение эффективности;
  • минимизацию издержек;
  • повышение производительности;
  • результативность;
  • достижение побочных итогов.

Оптимизация бизнеса способствует улучшению взаимодействия между отделами, росту эффективности и конкурентоспособности.

Какие процессы можно оптимизировать

Процесс

Причина

Часто повторяющийся

Регулярно повторяющаяся и неэффективная задача способствует росту бессмысленных затрат.

Затратные

Чем больше вложений в нерезультативную задачу, тем больше становится издержек. Повышаются затраты на заработную плату и оборудование. В результате работа начинает простаивать.

Долгосрочные (при приоритете сроков)

Долгое выполнение задачи создает очередь на взятие этой задачи в работу. Оптимизация бизнес-процессов сокращает сроки выполнения процессов.

Управленческие

Управленческие задачи влияют на всю фирму, так как без них становится непонятно, кто какую функцию выполняет. Поэтому их улучшение обеспечит многократную пользу по другим задачам

В целом оптимизировать можно любой процесс, если есть цель достижения эффективности или устранения проблемы.

Когда начинать оптимизацию

Методы оптимизации бизнес-процессов необходимы, когда компания нуждается в улучшении деятельности.

Например, фирма может нуждаться:

  • в снижении издержек,
  • в сокращении цикла производства,
  • в сокращении управленческих несоответствий,
  • в принятии неотложных решений по устранению кризиса.

Необходимость оптимизирования подтверждается, когда сотрудники обнаруживают следующие признаки:

  1. неоправданное расширение кадрового состава;
  2. увеличение количества подразделений;
  3. разобщенность подразделений, филиалов, отделов;
  4. отсутствие общего механизма обмена данными;
  5. долгое принятие решений;
  6. некачественные результаты;
  7. отсутствие единого контроля или чрезмерный контроль;
  8. повышение психологической неустойчивости сотрудников, вызванное неточным перечнем функций и обязанностей.

Соответственно модернизация выражается в получении лучших результатов при минимальных затратах.

Как оптимизировать бизнес-процессы

Оптимизация процесса – это мероприятие, состоящее из нескольких этапов. 

Формулировка цели

Необходимо определить требуемый итог и параметры для измерения. Как правило, на этом этапе разрабатывается стратегическая карта, включающая систему целей фирмы и параметров измерения.

Необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Что для компании значит «оптимально»;
  • Какой итог необходим;
  • Как измерить полученный итог.

Обеспечение стабильности

    Важным условием оптимизирования является стабильность. Достижение цели должно происходить согласно выбранному подходу. Если путь нестабильный (не соблюдаются сроки, возникают непонимания и конфликты), необходимо упорядочить и регламентировать задачи.

    На этом этапе происходит сбор стихийно происходящий событий компании.

    Контроль и учет итогов

    Этап подразумевает ведение статистики и контроль промежуточных итогов для анализа результатов продвижения.

    Изменение управленческой системы

    Необходимо детально изучить задачу, подлежащую оптимизированию. Сначала меняются внутренние процессы, а затем система мотивации, учета и передвижения информации.

    Оптимизирование

    Оптимизирование должно происходить в определенном порядке:

    • Сначала совершенствуются основные задачи, которые связаны с получением и исполнением заявок. Их совершенствование обеспечит необходимый результат.
    • Далее идут управленческие и дополнительные задачи.
    • Если дополнительные (вспомогательные) и управленческие задачи подразумевают большие затраты, то следует начинать с них.

    Отслеживание результатов

    Цикл последний трех этапов можно повторять несколько раз.

    Чтобы проделанные этапы дали требуемый результат, обновленные процессы должны быть закреплены не только во внутренней документации, но и в системе управления.

    Ошибки в оптимизировании

    Ошибки, в том числе критические, происходят на любом этапе оптимизирования бизнес-процессов в компании. Особое внимание следует уделять первому этапу, который касается сбора данных об уже существующих задачах.

    Модернизация каждого бизнеса – сугубо индивидуальная проблема. Не получится по единому макету наладить работоспособность всех без исключения компаний, всех агентств, сервисных ремонтных центров, фабрик и производств. С другой стороны, сложившиеся в отрасли образцы модернизации и информация о подходах конкурентов тоже следует учитывать. Возможно, внешняя информация поможет критически посмотреть на проблему и поменять что-то радикально.

    Примеры оптимизации бизнес-процессов

    Пример 1

    Методы оптимизации процессов и обеспечения качества заметно ускоряют работу компании. Рассмотрим конкретный пример, где модернизация принесла заметную пользу:

    Оптимизируемая область

    До модернизации

    После модернизации

    Время обработки обращения

    2-3 дня с момента поступления.

    В день поступления.

    Количество участников задачи

    6

    3

    Прочие трудозатраты

    Остались прежними.

    Смысл модернизации состоит в следующем:

    • раньше каждое обращение отправлялось официальным бумажным документом от общепрофильных специалистов до экспертов области, каждый раз задерживаясь «на столе» руководителей;
    • теперь обращение напрямую направляется профильному специалисту, а его копия – руководителю (в специальную контрольную таблицу).

    Сроки обработки сократились почти в два раза.

    Оптимизация бизнесс-процессов

    Пример 2

    В фирме имелась проблема с формированием отчетов по внутренним договорам. Процесс не был построен и вызывал непонимания. Качество итога работы не было удовлетворительным.

    Оптимизируемая область

    До модернизации

    После модернизации

    Совокупная трудоемкость

    20 человекочасов в месяц.

    20 минут в месяц.

    Количество участников задачи

    6

    2

    Оптимизирование происходило в 3 этапа:

    1. Разработалась новая форма отчетности, удовлетворяющая стандарты законов, но не требующая  внесения масштабных сведений (только дата внесения, номер документа и подпись). Другими словами избавились от необходимости ежемесячного подбора документов и написания текстов.
    2. Выбранная форма согласована с каждым участником.
    3. Согласованная была внедрена работу.

    Ситуации, требующие оптимизирования, не всегда бывают такими простыми. Например, оптимизировать порой необходимо работу в нескольких подразделениях.

    Пример 3

    Фирма A изготавливает спортивные товары и снаряжения для отдыха.

    На основе проведенного анализа текущего положения на рынке в фирме были сформулированы следующие задачи:

    1. Минимизация издержек до 25 Евро в среднем на продукт.
    2. Производство и доставка товара продукта по заказу потребителя в течение 5 суток с момента принятия заявки в магазине.
    3. Поддержание номенклатуры товаров в объеме 1300 штук.

    Руководство фирмы приняло предложение по изучению и модернизации процессов и, как результат проведенного анализа, сформировало соответствующие цели. Для достижения требуемых результатов было необходимо не только радикальным образом модернизировать процесс прохождения заявки, но и внести поправки в разработки товаров, организацию деятельности на участке монтажа, изменить функции сотрудников и организовать деятельность по сбыту. 

    Методы оптимизации бизнес-процессов

    Методы оптимизации бизнес-процессов могут быть различными, в зависимости от решения обнаруженных проблем. Представленная схема показывает возможные подходы по их улучшению.

    Оптимизация бизнесс-процессов

    Для каждого этапа необходимо выполнить определенное действие.

    Действие

    Описание

    Ликвидировать

    • уменьшение уровней процесса,
    • ликвидация причин помех,
    • сокращение транспортных путей,
    • исключение входного контроля

    Упростить

    • уменьшение сложности в прохождении заказа,
    • снижение комплексности структуры продукта,
    • организацию работы,
    • разделение работ.

    Стандартизировать

    Внедрить:

    • программы,
    • технологии,
    • методологии,
    • продукты,
    • комплектующие,
    • этапы.

    Сократить время ожидания

    • параллельный инжиниринг,
    • симуляция,
    • быстрое проектирование образцов, автоматизация.

    Уменьшить количество

    Снизить:

    • места возникновения затрат,
    • количество и продолжительность событий, деталей,
    • производственные затраты.

    Поменять

    Сменить:

    • необходимые материалы,
    • технологии,
    • методы работы,
    • расположение,
    • рабочие системы,
    • объем заказа/партии,
    • порядок обработки.

    Обеспечить

    Предоставить:

    • требуемые процессы,
    • комплектующие.

    Важная новость для подписчиков!

    logo
    Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.