Оптимизация бизнес-процесса – это набор действий, помогающих улучшить бизнес-деятельность. Это достижение наилучшего результата при некоторых условиях.
Что такое оптимизация бизнес-процессов
Понятие произошло от латинского термина «optimus», что в переводе означает наилучший. Это поиск самого выгодного положения среди взаимоисключающих условий. Впервые о понятии заговорили в 80-х годах прошлого века.
До этого в компаниях применялся функциональный метод руководства:
- компании делились на подразделения, исполняющие разные задачи;
- подразделения находились под строгим контролем руководства.
Достижение результата происходило медленно и хаотично. Поэтому позднее схема стала неэффективной. Менеджеры перестали тратить личное время и ресурсы на внутренние задачи подразделений и их поэтапную коммуникацию. Приоритетнее становится идея достижения лучшего результата.
Курс «Изменение бизнес-процессов в условиях пандемии»
Программа Школы генерального директора рассказывает о срочных антикризисных мерах для сохранения бизнеса.
Оптимизация бизнес-процессов отличается от термина «реинжиниринг»:
- Оптимизация бизнес-процессов – это частичное улучшение внутренних задач, которое выполняется путем устранения видимых недостатков. Недостатками могут быть петли информации, повтор функций.
- Реинжиниринг подразумевает резкое улучшение основных показателей фирмы, оптимизирование представляет непрерывную операцию, затрагивающую узкую область. Оно характеризуется постоянными рисками и нуждается в меньшем времени выполнения.
Оптимизация бизнес-процессов в организации подразумевает изменение ее организационной структуры, так как выполнятся перераспределение задач подразделений. Это непосредственная разработка и осуществление мероприятий по реорганизации направлений деятельности фирмы. Поэтому она должна подкрепляться соответствующей распорядительной документацией.
Оптимизация бизнес-процессов – это порядок действий, обеспечивающий:
- ускорение работы;
- упрощение деятельности;
- повышение эффективности;
- минимизацию издержек;
- повышение производительности;
- результативность;
- достижение побочных итогов.
Оптимизация бизнеса способствует улучшению взаимодействия между отделами, росту эффективности и конкурентоспособности.
Какие процессы можно оптимизировать
Процесс |
Причина |
Часто повторяющийся |
Регулярно повторяющаяся и неэффективная задача способствует росту бессмысленных затрат. |
Затратные |
Чем больше вложений в нерезультативную задачу, тем больше становится издержек. Повышаются затраты на заработную плату и оборудование. В результате работа начинает простаивать. |
Долгосрочные (при приоритете сроков) |
Долгое выполнение задачи создает очередь на взятие этой задачи в работу. Оптимизация бизнес-процессов сокращает сроки выполнения процессов. |
Управленческие |
Управленческие задачи влияют на всю фирму, так как без них становится непонятно, кто какую функцию выполняет. Поэтому их улучшение обеспечит многократную пользу по другим задачам |
В целом оптимизировать можно любой процесс, если есть цель достижения эффективности или устранения проблемы.
Когда начинать оптимизацию
Методы оптимизации бизнес-процессов необходимы, когда компания нуждается в улучшении деятельности.
Например, фирма может нуждаться:
- в снижении издержек,
- в сокращении цикла производства,
- в сокращении управленческих несоответствий,
- в принятии неотложных решений по устранению кризиса.
Необходимость оптимизирования подтверждается, когда сотрудники обнаруживают следующие признаки:
- неоправданное расширение кадрового состава;
- увеличение количества подразделений;
- разобщенность подразделений, филиалов, отделов;
- отсутствие общего механизма обмена данными;
- долгое принятие решений;
- некачественные результаты;
- отсутствие единого контроля или чрезмерный контроль;
- повышение психологической неустойчивости сотрудников, вызванное неточным перечнем функций и обязанностей.
Соответственно модернизация выражается в получении лучших результатов при минимальных затратах.
Как оптимизировать бизнес-процессы
Оптимизация процесса – это мероприятие, состоящее из нескольких этапов.
Формулировка цели
Необходимо определить требуемый итог и параметры для измерения. Как правило, на этом этапе разрабатывается стратегическая карта, включающая систему целей фирмы и параметров измерения.
Необходимо ответить на следующие вопросы:
- Что для компании значит «оптимально»;
- Какой итог необходим;
- Как измерить полученный итог.
Обеспечение стабильности
Важным условием оптимизирования является стабильность. Достижение цели должно происходить согласно выбранному подходу. Если путь нестабильный (не соблюдаются сроки, возникают непонимания и конфликты), необходимо упорядочить и регламентировать задачи.
На этом этапе происходит сбор стихийно происходящий событий компании.
Контроль и учет итогов
Этап подразумевает ведение статистики и контроль промежуточных итогов для анализа результатов продвижения.
Изменение управленческой системы
Необходимо детально изучить задачу, подлежащую оптимизированию. Сначала меняются внутренние процессы, а затем система мотивации, учета и передвижения информации.
Оптимизирование
Оптимизирование должно происходить в определенном порядке:
- Сначала совершенствуются основные задачи, которые связаны с получением и исполнением заявок. Их совершенствование обеспечит необходимый результат.
- Далее идут управленческие и дополнительные задачи.
- Если дополнительные (вспомогательные) и управленческие задачи подразумевают большие затраты, то следует начинать с них.
Отслеживание результатов
Цикл последний трех этапов можно повторять несколько раз.
Чтобы проделанные этапы дали требуемый результат, обновленные процессы должны быть закреплены не только во внутренней документации, но и в системе управления.
Ошибки в оптимизировании
Ошибки, в том числе критические, происходят на любом этапе оптимизирования бизнес-процессов в компании. Особое внимание следует уделять первому этапу, который касается сбора данных об уже существующих задачах.
Модернизация каждого бизнеса – сугубо индивидуальная проблема. Не получится по единому макету наладить работоспособность всех без исключения компаний, всех агентств, сервисных ремонтных центров, фабрик и производств. С другой стороны, сложившиеся в отрасли образцы модернизации и информация о подходах конкурентов тоже следует учитывать. Возможно, внешняя информация поможет критически посмотреть на проблему и поменять что-то радикально.
Примеры оптимизации бизнес-процессов
Пример 1
Методы оптимизации процессов и обеспечения качества заметно ускоряют работу компании. Рассмотрим конкретный пример, где модернизация принесла заметную пользу:
Оптимизируемая область |
До модернизации |
После модернизации |
Время обработки обращения |
2-3 дня с момента поступления. |
В день поступления. |
Количество участников задачи |
6 |
3 |
Прочие трудозатраты |
Остались прежними. |
Смысл модернизации состоит в следующем:
- раньше каждое обращение отправлялось официальным бумажным документом от общепрофильных специалистов до экспертов области, каждый раз задерживаясь «на столе» руководителей;
- теперь обращение напрямую направляется профильному специалисту, а его копия – руководителю (в специальную контрольную таблицу).
Сроки обработки сократились почти в два раза.
Пример 2
В фирме имелась проблема с формированием отчетов по внутренним договорам. Процесс не был построен и вызывал непонимания. Качество итога работы не было удовлетворительным.
Оптимизируемая область |
До модернизации |
После модернизации |
Совокупная трудоемкость |
20 человекочасов в месяц. |
20 минут в месяц. |
Количество участников задачи |
6 |
2 |
Оптимизирование происходило в 3 этапа:
- Разработалась новая форма отчетности, удовлетворяющая стандарты законов, но не требующая внесения масштабных сведений (только дата внесения, номер документа и подпись). Другими словами избавились от необходимости ежемесячного подбора документов и написания текстов.
- Выбранная форма согласована с каждым участником.
- Согласованная была внедрена работу.
Ситуации, требующие оптимизирования, не всегда бывают такими простыми. Например, оптимизировать порой необходимо работу в нескольких подразделениях.
Пример 3
Фирма A изготавливает спортивные товары и снаряжения для отдыха.
На основе проведенного анализа текущего положения на рынке в фирме были сформулированы следующие задачи:
- Минимизация издержек до 25 Евро в среднем на продукт.
- Производство и доставка товара продукта по заказу потребителя в течение 5 суток с момента принятия заявки в магазине.
- Поддержание номенклатуры товаров в объеме 1300 штук.
Руководство фирмы приняло предложение по изучению и модернизации процессов и, как результат проведенного анализа, сформировало соответствующие цели. Для достижения требуемых результатов было необходимо не только радикальным образом модернизировать процесс прохождения заявки, но и внести поправки в разработки товаров, организацию деятельности на участке монтажа, изменить функции сотрудников и организовать деятельность по сбыту.
Методы оптимизации бизнес-процессов
Методы оптимизации бизнес-процессов могут быть различными, в зависимости от решения обнаруженных проблем. Представленная схема показывает возможные подходы по их улучшению.
Для каждого этапа необходимо выполнить определенное действие.
Действие |
Описание |
Ликвидировать |
|
Упростить |
|
Стандартизировать |
Внедрить:
|
Сократить время ожидания |
|
Уменьшить количество |
Снизить:
|
Поменять |
Сменить:
|
Обеспечить |
Предоставить:
|