Термин «проактивность» уже давно обрел популярность благодаря книгам по менеджменту и психологии. Консультанты и бизнес-тренеры используют это слово, когда говорят о неотъемлемых качествах успешного руководителя. И это объяснимо, потому что проактивность – это один из ключей к дверям успеха как в личной, так и профессиональной сферах.
Что такое проактивность
Проактивность – это не навык, не компетенция, не природный талант и не тайные знания. Проактивность – это в первую очередь выбор человека влиять на происходящие вокруг него события, процессы, атмосферу.
Самое доступное и популярное описание проактивности представил в своей книге «Семь навыков высокоэффективных людей» Стивен Кови (американский консультант по вопросам руководства, управления жизнью, преподаватель и консультант по организационному управлению). Это книга в августе 2011 года была названа журналом «TIME» одной из 25 наиболее влиятельных книг по бизнесу. Именно после этого слово получило широкое распространение в бизнесе и обычной жизни, ранее оно использовалось в психологии.
Автор выделил проактивность как первый навык высокоэффективных людей.
Схематически это может выглядеть так:
- Психологи используют один тест, который подходит для детей. Ребенку показывают картинку, на которой изображен мальчик, споткнувшийся об лавку. Психолог задает вопрос: «Кто виноват?» Дети 3-4 лет обычно отвечают – лавочка. После 5 лет дети чаще отвечают: мальчик, который не увидел скамейку. Это тест на внутреннюю зрелость. При этом каждый день мы сталкиваемся со взрослыми, у которых подход к жизни как у трехлетних детей, и во всем виновата скамейка (погода, начальник, жена, родители), т. е. внешние факторы.
- Большинство людей думают, что на многие вещи они просто не могут влиять, но это не так. Например, человек добирается до работы 1,5-2 часа в один конец. Каждый день его это сильно выматывает, и он постоянно жалуется своим близким на жизнь. Он не успевает отдохнуть и провести время с семьей, сильно устает и нервничает. При этом он хочет пересмотреть свой подход к месту жительства и не готов переехать в район ближе к работе, так как считает это слишком трудозатратным делом. При этом можно снять другую квартиру, а старую сдавать, например. Да, возможно, площадь нового жилья будет чуть меньше, парк будет располагаться не так близко к дому, и на первый взгляд переезд принесет много хлопот, но зато после адаптации, устройства детей в новую школу и, возможно, нового ремонта освободится куча времени и энергии на что-то более важное.
- Кто-то думает, что он может повлиять на происходящее вокруг него, и ошибается. Например, человек строчит жалобы на то, что под окнами построили скоростную автостраду. И просит ее закрыть, ходит по соседним домам и собирает подписи, но повлиять на то, будет ли функционировать важная для города дорога, ему вряд ли удастся. Но на то, в каких условиях они с соседями будут жить, повлиять можно – например, попробовать договориться об ограничении времени проезда крупного транспорта или установки ограждений, высадить какие-то насаждения – то есть сфокусироваться на действиях, которые помогут пусть не полностью решить проблему, но минимизировать неудобства.
Пример из бизнеса:
- На работе начальник снова поставил Петру Ивановичу много задач, которые по мнению самого Петра Ивановича должен выполнять сам начальник, его заместитель, дворник. или ещё кто-угодно, но точно не он.
Это и есть раздражитель:
-
- Руководствуясь реактивной моделью поведения Петр Иванович будет винить во всем судьбу и контору, в которую лучше бы не устраивался работать, и со смертельной обидой выполнять задачи. О скорости и качестве выполнения которых речь уже не идет. (Близким он расскажет, какой босс «нехороший человек», а сам Петр Иванович – жертва обстоятельств).
- В проактивной модели будет тот же раздражитель и та же реакция. Но теперь между ними находится свобода выбора. Кови дает составляющие этой самой свободы выбора: самосознание, воображение, совесть и независимая воля. Такие люди умеют подчинять чувства своим ценностям, у них развит навык делать паузу и анализировать происходящее с высоты своих ориентиров (автор называет это внутренними маяками или картами).
Варианты действий Петра Ивановича в проактивной модели:
-
-
- Теперь Петр Иванович не проявляет излишнюю эмоциональность и готов извлечь из этой ситуации максимум пользы. Он решает выполнить все, что поручил ему руководитель и делает даже больше. Он давно ждал возможности проявить себя и наконец-то она появилась. Все, что невозможно делегировать, Петр Иванович делает сам и скоро становится руководителем отдела.
- Петр Иванович смело решает покинуть компанию и уйти туда, где не будет такого объема ручного труда. Возможно, даже меняет отрасль.
- Петр Иванович решает открыто обсудить со своим руководством сверхурочные выплаты за проделанную работу. И работа будет сделана в надлежащем качестве.
-
По мнению Стивена Кови каждый человек изначально проактивен, независим от обстоятельств. Ситуация меняется тогда, когда он добровольно соглашается с такими изменениями. Реактивный человек, попадая в затруднительное положение, начинает винить внешние факторы. Проактивный же в этом время ищет наиболее благоприятный выход.
Иными словами «проактивные люди» способны фокусировать свои усилия на круге влияния, то есть на том, что находится в их поле воздействия здесь и сейчас. В то время как «реактивные люди» растрачивают энергию впустую на круг забот, на то поле, в которое у них нет в данный момент доступа.
На схеме Кови круг влияния расположен внутри круга забот. Проактивный человек направляет усилия на реализацию задач в кругу влияния, таким образом расширяя свой круг влияния.
Реактивный или проактивный: кто ваш сейлз по типу и чего от него ждать
Редакция «Коммерческого директора» рассказывает, в чем отличие проактивного менеджера от реактивного, и как добиться, чтобы подчиненные выполняли задания в срок.
Плюсы проактивности
Стивен Кови описывает преимущества, которые получит человек, если начнет демонстрировать этот образ мышления:
- Способность устанавливать цели и работать над их достижением.
- Создание возможностей сейчас, не дожидаясь их появления.
- Сознательный контроль своей жизни.
- Понимание того, что вы имеете выбор в любой ситуации.
- Применение ценностей и принципов для принятия решений.
- Развитие воображения и творческого мышления для изучения возможных альтернатив.
- Осознание независимой воли.
При этом каждый человек изначально проактивен и независим от обстоятельств, и главное – в зависимости от важности происходящего и цели человек может быть реактивен или проактивен в разных ситуациях. Допустим, на работе он самый «шустрый» менеджер, всегда ищет новые подходы к клиентам и не боится проблем. При этом дома он постоянно жалуется на зубную боль и не идет к стоматологу, потому что побаивается уколов. Утрированно, но так часто происходит.
Важность проактивности на работе
Проактивность в делах и на работе значительно увеличивает эффективность предприятия и качество решения сложных задач. При проактивном подходе работа с проблемными кейсами становится не демотиватором для сотрудников, а, наоборот, воспринимается ими как игра, в которой надо выйти победителем, решив проблему. Конечно, одна лишь проактивность – это не залог успеха, важна еще и компетентность, и коммуникационные навыки. Но без этого качества многие люди, которые обладают талантами и природными способностями, так и не добиваются должного успеха, просто потому что часто ждут, что все произойдет само собой.
На работе проактивный сотрудник – это большая ценность, на это надо обращать внимания на интервью и в ассесмент-центрах (обычно вопросы по проактивности зашиваются в блоки оценки ответственности, инновативности, нацеленности на результат). За таких людей стоит держаться и заниматься их последующим развитием. Как правило, проактивность закладывается при воспитании, еще в детстве, но есть люди, которые сумели изменить свое отношение к миру и в зрелом возрасте.
Как развивать проактивность в бизнесе
Воспитать проактивность не просто даже руководителю. А сделать так, чтобы все сотрудники всегда были проактивными, скорее, невозможно. Но тут действует простое правило: если руководитель сам проактивный человек, то и его сотрудники будут этому учиться у него, перенимая эффективную модель поведения.
Реактивные люди в большинстве своем опускают руки при первых проблемах. Те же, кто использует проактивный подход, ищут, что можно изменить.
Высказывания, свойственные для реактивного и проактивного человека:
Реактивный подход |
Проактивный подход |
«Я вынужден». |
«Я предпочитаю». |
«я не умею». |
«Я научусь». |
«Я ничего об этом не знаю». |
«Где я могу найти информацию об этом?» |
«Вот такой я человек». |
«Я могу выбрать другой подход». |
«Меня это раздражает». |
«Я контролирую свои эмоции». |
«Меня никто не послушает». |
«Я могу подобрать подходящие аргументы». |
Эту таблицу можно считать своеобразным тестом на проактивность для руководителей и сотрудников.
Чтобы развить проактивность, надо:
- Наблюдать за своей речью и постараться убрать из лексикона деструктивные выражения и заменить их на конструктивные.
- Наблюдать за собой, время от времени задавая себе вопросы:
-
- Какие трудности возникают в жизни?
- Как я на них реагирую?
- О чем думаю в первую очередь?
- Спрашивайте себя о каждой области вашей жизни.
- Осознать важность и отслеживать промежуток в цепочке «стимул — реакция». Многие реакции на те или иные события доведены до автоматизма. Стоит сделать их осознанными и работающими на цель.
- Чаще давать обещания себе и другим выполнить что-то полезное. Для этого порой достаточно уделять 30 минут в день, например, выучить, наконец, английский язык.
- Погружать себя в круг влияния, а не забот, фокусируясь только на том, что изменить. Чаще задавать себе вопрос «А что еще можно сделать?»
- Не тратить драгоценное время на раздражительность, обиды и другие негативные эмоции.
- Тщательно анализировать, готовиться к решению проблемы заранее.
-
- Записать шаги, необходимые для реализации задачи.
- Собрать всю, информацию, которая может пригодиться.
- Написать возможный сценарий событий или встречи. Предусмотреть несколько вариантов.
- Определить риски, малоэффективные или вовсе неэффективные действия.
- Убрать лишние эмоции и также чувство вины, которое может возникнуть, если допустить ошибку. Чувство вины просто заменить на чувство ответственности за результат – «у меня не получилось, но я сделаю это, это и это, чтобы поменять ситуацию».
- Задавать «правильные» вопросы. У реактивного человека чаще всего возникают такие вопросы: почему, когда, кто? Вместе с ними появляются синдром жертвы, прокрастинация, желание обвинять в своих бедах окружающих. Для проактивного человека важно получить ответы на вопросы: что, как, каким образом?
- Предотвращать проблемы. Хороший способ развития проактивности и области жизни, которая действительно важна для человека. Это может быть что угодно: семья, здоровье, карьера. Иногда стоит заранее задуматься о возможных проблемах в каждой из них, о неких скрытых проблемах, которые однажды себя проявят. Если это здоровье, то стоит своевременно пройти медицинские осмотры, пересмотреть свое питание, заняться спортом, выделить достаточно времени для сна и отдыха. В финансовой сфере начать планировать бюджет, откладывая часть зарплаты, создавая себе «подушку безопасности» или инвестируя. Отводить больше времени на общение со второй половинкой и детьми. В противном случае отношения испортятся, а чувства угаснут.
- Выяснить, какие задачи могут подождать. Тут пригодится матрица Эйзенхауэра.
-
- срочные, важные;
- срочные, неважные;
- несрочные, важные;
- несрочные, неважные.
Последний пункт можно вычеркнуть и не тратить на него силы и время. Второй может немного подождать. Остаются срочные и несрочные важные дела, на которых стоит сосредоточиться.
- Постоянно оценивать, какие инициативы и процессы работают, а какие нет. Делать выводы, менять подходы.
Тридцатидневный тест от Стивена Кови
Людей со стопроцентным реактивным или проактивным мышлением нет. В одних ситуациях человек предпочитает быть зрителем, в других – режиссером. Успех же приходит к тем, для кого проактивность – скорее норма, чем исключение. Как узнать, какая модель поведения чаще встречается у вас? Пройдите 30-дневный тест Стивена Кови.
В течение месяца необходимо действовать в «круге влияния». Чтобы представить его наглядно, надо на бумажном листе начертить две окружности – большую и внутри нее меньшую. Теперь необходимо мысленно сформулировать конкретную задачу. В пространство, образовавшееся между окружностями, следует вписать препятствия на пути к успеху, на которые нельзя повлиять.
Внутренний круг необходимо разделить на четыре сегмента и в каждом тезисно написать, что поможет решить проблему:
- «знания» – источники, из которых можно почерпнуть необходимую информацию (книги, журналы, семинары, собрания),
- «инструменты» – устройства, технологии, умения, способности, помогающие достичь нужной цели,
- «помощники» – люди, которые могут посодействовать решению вопроса,
- «бюджет» – статьи расходов и возможные источники финансирования.
Малый круг – зона влияния, на которую и нужно ориентироваться. Проанализировав списки в нем, надо составить план быстрых действий.
Следующие тридцать дней его следует пошагово выполнять. Если что-то будет не получаться, нельзя оправдываться, критиковать других и обвинять их в неудачах. Правильнее признавать свои ошибки и тут же их исправлять. В конце месяца, подводя итоги, надо проанализировать, в каких ситуациях поведение было реактивным, и как следовало бы поступить с позиции проактивности.
10 книг для развития проактивности
- Стивен Кови «Семь навыков высокоэффективных людей».
- Стивен Кови «Восьмой навык. От эффективности к величию».
- Джон Миллер «Проактивное мышление».
- Джон Миллер «Пять принципов проактивного мышления».
- Дэн Вальдшмидт «Будь лучшей версией себя».
- Алексей Сахиткиреев «Книга Проактивности. 4 статуса результативного человека в 2020-х».
- Александр Ельчанинов «PRO-проактивность в бизнесе. 7 орудий решения проблем».
- Виктор Франкл «Человек в поисках смысла».
- Джим Рон «7 стратегий для достижения богатства и счастья».
- Анатолий Бахметьев «6 универсальных компетенций. Как быть актуальным в меняющемся мире».
Что может помешать развитию проактивности
Если в компании, например, успешная, достигнувшая высот ролевая модель руководителя, – это человек, который все время ссылается на регламенты и «тупые» решения вышестоящего руководства при своих подчиненных, то ждать от них проактивности в решении проблем или инновативного подхода к задачам не стоит.
Если сотрудник сосредоточен на решение операционных задач и «тушении пожаров» на работе, то ему самому сложно будет найти выход из сложившейся ситуации, и тут незаменимым будет помощь наставника или поддержка руководителя. Излишнее давление и наказания только усугубят ситуацию.
Нежелание что-то менять, жертвенная позиция человека порой просто закрывают ему глаза на возможности вокруг него. Иногда стоит посмотреть по сторонам и признаться себе, что на самом деле многое можно изменить.