Улучшение качества выпускаемой продукции на предприятии – это одно из важнейших мероприятий для любой организации вне зависимости от сферы ее деятельности, выпускаемых товаров и услуг. Уровень их качества влияет на востребованность ассортимента среди покупателей. В статье расскажем, что собой представляет процесс повышения качества производимой и выпускаемой продукции.
Система улучшения качества продукции и ее основные элементы
В условиях рыночной экономики высокий уровень качества товаров и услуг – это один из ключевых факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия. Поддерживать его можно при помощи различных инструментов, и один из них – это система качества. Такая система представляет собой совокупность бизнес-процессов и ресурсов, направленных на обеспечение и повышение качества реализуемой продукции. Это согласованная организационная структура, в соответствии с которой распределяется ответственность за те или иные аспекты улучшения качества.
Как создать стратегию развития компании
В рекомендации Системы Продажи – пошаговый алгоритм с учетом опыта российских управленцев, который позволит вам создать стратегию развития компании. Оцените текущее состояние компании, выберите подход и инструменты, подготовьте компанию к выполнению стратегии. В дальнейшем корректируйте вашу стратегию.
Качество товаров и услуг – это совокупность их потребительских свойств, которые делают продукт пригодным для эксплуатации и способствуют возникновению спроса среди покупателей. Под повышением качества продукции в России подразумевается постоянная работа над улучшением потребительских свойств продукта. Чем качественнее товар или услуга, тем в большей мере они удовлетворяют потребности целевой аудитории. С другой стороны, качество также выражается в соперничестве между компаниями, представившими свой продукт на рынке, за привлечение наибольшего количества покупателей.
В рамках системы улучшения качества продукции руководство разрабатывает общую политику качества продукции, а также обеспечивает ее соблюдение и выполнение на всех уровнях бизнеса. Для достижения главной цели, которая заключается в выпуске конкурентоспособной продукции, необходимо решить целый ряд задач:
- Оперативное удовлетворение потребностей клиентов в товарах и услугах наилучшего качества.
- Обеспечение сотрудников организации всеми необходимыми благами и инструментами для выполнения своих должностных обязанностей на рабочих местах.
- Постоянное отслеживание и исследование потребностей целевой аудитории и анализ спроса.
- Взаимодействие с потенциальными покупателями и клиентами с целью убедить их в том, что товары и услуги соответствуют заданным стандартам.
- Увеличение прибыли организации посредством снижения затрат, которые связаны с поддержкой стабильности качества.
- Обеспечение постоянного производства качественных товаров и услуг.
- Запуск продукции на новые рынки – отечественные и международные.
Важно подчеркнуть, что улучшение продукции – это далеко не конечная цель предприятия. Работая над повышением ее качества, компания имеет шансы расширить свою зону влияния на отечественном рынке и даже при желании выйти на международные. Для этого важно постоянно стремиться к тому, чтобы представленная вами продукция была на том же уровне, что и товары и услуги зарубежных организаций. Прежде чем осуществлять конкретные шаги, чтобы улучшить качество продукции, необходимо понять, какие факторы могут влиять на него. Рассмотрим их далее.
Кейс: как предугадать желания клиентов и увеличить NPS вдвое
Цифровизация и автоматизация всех бизнес-процессов позволяет предугадывать желания клиента. Проанализируйте информацию о том, как потребитель использует ваш продукт, и на основе выводов создайте продукт его мечты. Подробнее о том, как это сделать, узнайте из решения Системы Продажи.
Факторы совершенствования качества продукции
Существует несколько подходов к определению наиболее важных факторов, влияющих на качество товаров и услуг, однако общим для них всех является распределение на несколько условных групп. Так, если рассматривать эти факторы как составляющие внутренней и внешней среды предприятия, то их можно охарактеризовать таким же образом. Тогда классификация будет иметь следующий вид:
- Внешние факторы: экономические, политические, рыночные, социальные, международные, конкурентные и технологические.
- Внутренние факторы: технические, информационные, производственные, организационные, финансовые, эксплуатационные.
Несмотря на то, что компания не может оказывать влияние на внешние факторы, она тем не менее способна прогнозировать их при своевременном анализе изменений рынка, а также адаптировать свою работу, ориентируясь на поведение конкурентов.
Что касается внутренних факторов, то их можно детализировать более подробно. Разберем их в таблице ниже:
Факторы качества продукции |
Особенности |
Технические факторы |
Это то, на чем основывается качество товаров и услуг. Технический фактор включает в себя использование современного оборудования на производстве, его постоянное обновление в соответствии с технологическим прогрессом, внедрение современных материалов и т. д. Все это – фундамент для производства конкурентоспособной продукции. К таким факторам относится:
|
Организационные факторы |
Это все вопросы, затрагивающие организацию производства, кадровые аспекты, планирование и распределение ресурсов. Примеры организационных факторов:
|
Экономические факторы |
Основываются на финансовых затратах компании, которые связаны с производством и реализацией товаров и услуг, а также поддержкой оптимального уровня качества продукции. Зависят от политики ценообразования, которая используется на предприятии, а также системы мотивации и материальной ответственности персонала. К экономическим факторам относятся:
|
Социальные факторы |
Затрагивают непосредственно кадровый состав предприятия и характеризуют уровень квалификации сотрудников, их образование, мероприятия, связанные с обучением персонала. Примеры социальных факторов, направленных на улучшение качества продукции:
|
Эксплуатационные факторы |
Такие факторы оказывают прямое воздействие на качество товара или услуги во время их эксплуатации покупателями. К ним относятся:
|
Производственные факторы |
Возникают во время создания продукта на производстве, а также затрагивают процесс устранения производственных ошибок. |
Информационные факторы |
Выражаются в оперативном обмене информации с целью своевременного выявления и устранения браков и дефектов, возникающих в процессе изготовления товаров. |
Эффективные методы повышения качества продукции и услуг на предприятии
Мероприятия по улучшению качества выпускаемой продукции направлены в первую очередь на улучшение потребительских свойств продукта, что в конечном итоге позволяет полностью удовлетворить потребности клиентов в соответствии с доступными материальными и финансовыми ресурсами бизнеса.
Чтобы обеспечить повышение качества продукции, рекомендуется воспользоваться одним из методов, которые мы детально рассмотрим в сводной таблице.
Методы |
Характеристика |
Примеры |
Административные |
Их использует в первую очередь высшее руководство компании, поскольку основаны такие методы на регламентации процессов, застрагивающих контроль качества продукции с точки зрения внутренних документов компании, а также законодательства страны. Стандартизация как один из методов предполагает разработку правил, принципов и характеристик для постоянного использования в сфере производства товаров и оказания услуг. |
Регламентирование (нормирование), делегирование (формирование распоряжений и их внедрение в работу бизнеса), дисциплинирование сотрудников (создание системы распределения ответственности между сотрудниками, их поощрения и мотивации). |
Социально-психологические |
Объектом таких методов становятся сотрудники предприятия, а цель использования – снижение человеческого фактора и его влияния на выпуск конечной продукции. Кроме этого, наличие профессиональных сотрудников в кадровом составе гарантирует привлечение большого количества клиентов, а также производство качественных товаров, способных удовлетворить спрос. |
Воспитательные, мотивационные и психологические, которые выражаются в создании благоприятного климата в рабочем коллективе, поддержке позитивной атмосферы. Сюда также можно отнести профессиональную переподготовку и повышение квалификации. |
Технологические |
Предполагают, что качество продукции напрямую зависит от того, как устроено производство в организации. Чем быстрее выявляют дефекты, тем больше шансов не допустить производство бракованных товаров. Современные предприятия интегрируют в производство технологию CALS, благодаря которой появляется возможность постоянно отслеживать и управлять жизненным циклом продукции и своевременно составлять отчетность. |
Автоматизация производства, контроль и регулирование производственных процессов, применение техник для контроля качества выпускаемой продукции, улучшение исходных материалов, деталей, полуфабрикатов и сырья, аттестация качества готовых товаров и расширение ассортимента продукции. |
Экономические |
Повышение качества товаров и услуг в этом случае связано с воздействием рыночных условий, поэтому методы основываются на финансовой составляющей предпринимательства. |
Создание политики ценообразования, инвестирование в повышение качество продукции, финансовое стимулирование, планирование и контроль ресурсов. |
Статистические |
Благодаря таким методам компания может отслеживать динамические изменения, которые касаются показателей качества продукции, а также управлять ими. Статистические методы подразумевают анализ менеджмента качества. Один из примеров – это метод «20 на 80», или принцип Парето используется для ранжирования факторов производства, влияющих на качество товаров и возникновение дефектов; согласно принципу Парето, только 20% распространенных проблем могут приводить к 80% брака на производстве – задача метода состоит в выявлении этих факторов. |
Диаграмма Исикавы раскрывает, каким образом и в какой последовательности взаимосвязаны ресурсы, сырье, оборудование и персонал, задействованные на производстве; контрольные карты, гистограммы, проецирование трендов, анализ временных рядов, факторный анализ, статистическое моделирование. |
Как повысить качество продукции
Способы улучшения продукции и планирование этой деятельности основывается на детальном анализе состояния спроса потребителей на данный момент и в перспективе, их отзывах о производимых товарах и услугах, а также при учете результатов их сертификации. В большинстве случаев ключевыми задачами повышения качества продукции, которые включают в соответствующий план, являются следующие:
- Достижение и превышение оптимального уровня качества продукции на отечественном и зарубежном рынке.
- Увеличение количества сертифицированных товаров, производимых в компании.
- Работа над улучшением тех или иных показателей качества продукции.
- Модернизация производства и снятие продукции, которая не пользуется спросом среди покупателей.
- Организация мероприятий, направленных на поддержку и повышение заданного уровня качества товаров.
- Создание и внедрение системы управления качеством продукции на предприятии.
- Подбор квалифицированных кадров, способных поддерживать высокий уровень качества.
- Прогнозирование внутренних дефектов и браков на производстве, а также возможных потерь.
- Отражение пункта о качестве продукции в договорах, заключенных с бизнес-партнерами.
Американский инженер и специалист в области менеджмента Джозеф М. Джуран, которого считают «проповедником качества» в сфере предпринимательства, сформировал собственный алгоритм, согласно которому можно значительно повысить качество продукции и избежать негативного влияния внешних и внутренних факторов. Согласно исследованию Джурана, существует два подхода к увеличению качества:
- Внедрение новой продукции, использование современных методов менеджмента и модернизация производства.
- «Непрерывное улучшение», в соответствии с которым компания должна использовать невостребованные резервы, незадействованные способности сотрудников, их квалификацию и опыт, чтобы избежать дополнительных затрат.
Для того, чтобы приблизить уровень качества отечественной продукции к зарубежной, в российских предприятиях часто используются не только внутренние, но и международные стандарты. Один из них – это ISO (ИСО), который подробно раскрывает основные принципы управления качеством и формирует требования к системе.
Этапы решения проблем, связанных с повышением качества товаров и услуг, по методу Джурана:
- Осознание потребности в улучшении качества продукции.
- Формирование благоприятных условий и возможностей предприятия для внедрения изменений.
- Постановка целей, затрагивающих непрерывное совершенствование производства.
- Создание подразделения внутри компании, работа которой разворачивается вокруг достижения целей, создания условий для решения проблем и формирования проектов.
- Обучение сотрудников, задействованных в производстве товаров.
- Разработка и реализация проектов, связанных с повышением качества.
- Своевременное информирование сотрудников о необходимости улучшить продукцию.
- Мотивация сотрудников, которые внесли собственный вклад в улучшение товаров, а также регистрация достигнутых результатов.
Для того, чтобы понять, соответствует ли качество произведенной продукции заданному, необходимо обратиться к методам измерения показателей, которые бывают объективными и субъективными.
Объективные методы для оценки товаров:
- Измерительные. Применение специального оборудования и определение результатов исследования в точных единицах измерения.
- Регистрационные. Наблюдение за событиями, в центре которых находится продукт: возникновение браков, возврат товаров, создание аналогичных товаров.
- Расчетные. Основой метода становятся точные данные, используемые для расчета по формулам.
Субъективные методы исследования качества продукции:
- Органолептический метод. Основывается на применении органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), чтобы оценить отдельные свойства товаров – например, дегустация продуктов питания.
- Экспертный метод. Привлечение высококвалифицированных специалистов, которые дают собственную оценку продукции.
- Социологический метод. В этом случае обращаются к мнению непосредственных потребителей товаров и услуг. Их мнения собирают при помощи организации опросов, анкетирования, интервьюирования и т. д.
Сегодня представители крупного и среднего бизнеса все чаще приходят к формированию специального подразделения внутри компании, цель которого – управлять качеством продукции и стремиться к улучшению всей системы. Отдел менеджмента качества получает задачи относительно увеличения показателей от высшего руководства, прогнозирует состояние товаров, составляет план для улучшения качества. Требования относительно продукции отражены в специальной документации, которую также разрабатывают менеджеры по качеству.
Повышение качества продукции в конечном итоге приводит к улучшению репутации бизнеса. Привлекательность компании увеличивается не только среди целевой аудитории и партнеров, но и среди потенциальных инвесторов. Благодаря контролю качества у менеджеров появляется возможность привлечь как можно больше постоянных клиентов и удержать их за счет повышения доверия покупателей к продукции. Таким образом, грамотно выстроенная система управления и улучшения качества гарантирует бизнесу финансовую стабильность в условиях высокой конкуренции на рынке.