Бесплатный доступ к журналу

Коммерческий директор

Валовая выручка и прибыль: формулы расчета для анализа рентабельности

  • 21 ноября 2018
  • 105
Главный специалист по обучению продажам в ювелирной компании "Рута"
Валовая выручка и прибыль: формулы расчета для анализа рентабельности

В этой статье разберемся, в чем отличие валовой выручки от прибыли, как рассчитать валовую выручку, как использовать полученные данные для повышения рентабельности бизнеса.

Вы узнаете:

  • В чем заключается отличие валовой выручки от прибыли.
  • Что включает в себя понятие валовой выручки.
  • Как рассчитать валовую выручку компании.
  • Что включает в себя понятие прибыли.
  • Какие используют методы расчета прибыли.
  • Как выйти на рентабельность.

Чтобы определить эффективность компании необходимо вычислить базовые показатели качества работы – валовую выручку и прибыль.

Разница между показателями валовой выручки и прибыли

Выручка – это прямой доход от продаж товаров и услуг. Этот показатель отражает сумму, которую получит бизнес, если продаст определенное количество своей продукции. Это количество привязывается к плану продаж.

Прибыль – это остаток средств, после вычета суммы расходов из полученной выручки. В расходы входят все затраты на производство товаров и необходимое обеспечение деятельности компании.

Дополнительные различия:

  • Выручка может быть положительной или нулевой. Прибыль при этом может принимать и отрицательные значения.
  • Порядок расчета у показателей разный.
  • Финансовые нюансы. Например, при продаже товаров в рассрочку выручка будет потенциальной. В этой ситуации денег на счет предприятия не поступило, но расчет уже есть. Прибыль считается только по факту полученных средств.

Понятие валовой выручки

Все виды прибыли рассчитываются, отталкиваясь именно от цифры валовой выручки. При формировании планов продаж ее учитывают в первую очередь.

Цифру валовой выручки закладывают при бюджетировании, от нее отталкиваются при первичном составлении планов продаж. Как правило, в план продаж отдельно выносят задачу по выполнению этого параметра.

Порог валовой выручки, необходимый для работы компании, рассчитывается с учетом следующих параметров:

  • Чистый оборот бизнеса.
  • Операционные расходы.
  • Индекс выполнения бюджета.
  • Размер инвестиций .
  • Доходы от инвестиций.

Заработок от дополнительной деятельности компании – не прибавляют к выручке.

Валовая выручка и прибыль: формулы расчета для анализа рентабельности

Как увеличить выручку на 23 %

Редакция журнала «Коммерческий Директор» учит, как всего за пять шагов значительно повысить NPS, увеличить средний чек на 12 %, точно выбирая дополнительные услуги для клиента, и сделать 88 % клиентов постоянными благодаря запуску дополнительных сервисов.

Узнать 5 шагов

Расчет валовой выручки

Для расчета всех показателей нам необходимо будет подготовить следующие данные:

  • Вычислить объем продаж основной продукции.
  • Рассчитать себестоимость единицы продукции.
  • Определить цену за единицу продукции.

Если в бизнесе несколько категорий товаров с разной себестоимостью, то расчет ведется отдельно на каждую из них, а потом суммируется.

В случае изменения себестоимости или цены в рамках одного периода необходимо будет рассчитать выручку за промежуток времени по каждой цене.

В цифре валовой выручки не учитываются прочие доходы компании. Например:

  • оплаты за пользования патентными правами;
  • проценты и доходы по ценным бумагам;
  • проценты, выплачиваемые банком за пользование денежными средствами;
  • неустойки и пени за нарушения условий договоров;
  • финансы полученные на курсовой разнице.

Вычислять выручку следует по формуле:

RV = P х V, где

  • RV (revenue) – выручка, ₽;
  • P (price) – цена, ₽;
  • V (volume) – объем реализации товаров, ед./шт.

Первый вариант расчета используется для работы по определению планов продаж, анализа финансовой деятельности. Его не вносят в отчеты бухгалтерии. Показатель в отчетность считается уже по итогам полного периода (квартал или год).

Пример

Компания ООО «Эталон» занимается производством стеклотары для других производств. Бухгалтерская отчетность за прошедший год показывает следующие цифры:

Наименование продукции

Объем реализации (шт)

Цена продукции (₽)

Себестоимость (₽)

Тара 1

500

100

50

Тара 2

700

300

100

Тара 3

300

500

350

Тара 4

100

200

100

Выручка по продуктам:

RV1 = 500 х 100 = 50 000 ₽

RV2 = 700 х 300 = 210 000 ₽

RV3 = 300 х 200 = 60 000 ₽

RV4 = 100 х 200 = 20 000 ₽

Общая валовая выручка = RV1 + RV2 + RV3 + RV4 = 340 000 ₽

Еще одна функция этого показателя – управление ассортиментом. Принцип управления – оценка спроса рынка на продукцию, изменение ее себестоимости. В нашем примере, если спрос на Тару 2 будет расти, то нужно увеличивать ее производство.

Решение по увеличению и снижению производства принимается с учетом трендов рынка. Если Тара 4 – позиция для входа на рынок, то снижать ее объем не стоит (даже при высокой себестоимости).

Расчет себестоимости продукции

Себестоимость – это расходы бизнеса по производству и реализации товаров. Если посмотреть на вопрос детально, мы увидим следующие виды затрат:

  • Комплектующие для производства, затраты на энергоносители (электричество, топливо).
  • Затраты на содержание оборудования, необходимое для производства товаров.
  • Зарплата сотрудников. Прочие платежи, до вычета налогов.
  • Аренда помещений, рекламные расходы.
  • Амортизационные расходы.
  • Оплата по услугам других компаний.

Пример расчета на один продукт

Компании «Эталон» необходимо приобрести 1 пачку кирпича, для строительства нового цеха стоимостью 5 000 рублей. Доставка и погрузка оплачивается отдельно. Их цена дополнительно оценивается в 1 500 рублей.

Себестоимость рассчитывается по формуле:

(цена единицы товара + расходы) / (объем закупки) = (5 000 + 1 500) / 1 = 6 500 ₽

При этом, если «Эталон» закупит сразу 5 пачек кирпича, расчет будет выглядеть так:

(5 х 5 000 + 1 500) / 5 = 5 300 ₽

Себестоимость напрямую зависит от объема приобретаемой продукции. Больше объема – ниже себестоимость. Поэтому крупный бизнес закупает товар большими партиями. Это один из способов выйти из конкуренции по цене.

Как снизить себестоимость продукции

Вопрос о конкурентных преимуществах чрезвычайно важен для многих компаний, и в целом ряде случаев решающую роль играет стоимость предлагаемых товаров, работ и услуг. Часто ее стараются снизить за счет уменьшения расходов – на оплату персонала, на материалы, запасные части.

Вместе с тем существует и иной путь – оптимизация налогов, подробно описанный в статье журнала «Коммерческий Директор».

Узнать в статье...

Понятие прибыли

Чтобы рассчитать прибыль нужно вычесть из валовой выручки затраты на производство товара (себестоимость).

Однако эта формула может корректироваться экономистами в зависимости от наличия дополнительных статей затрат.

За чистую прибыль принято считать средства, которые остаются после вычета всех налогов, затрат, прочих обязательств. Эти средства остаются на балансе компании, они используются для выплаты дивидендов или на развитие бизнеса.

Чтобы рассчитать чистую прибыль, нужно из валовой выручки вычесть налоговые платежи. Из чистой прибыли могут быть вычтены только форс-мажорные затраты.

Формула для расчета выглядит так:

Чистая прибыль = Валовая выручка – Себестоимость продукции – Управленческие и коммерческие расходы – Налоги

Отдельно в чистую прибыль включаются доходы от финансовой деятельности, инвестиционных вложений. Отчет по результатам наглядно покажет весь процесс продаж и его эффективность. Этот принцип используется для расчета прибыли у большинства предприятий, независимо от формы собственности, отраслевой принадлежности.

Пример

ООО «Частное лицо» в 2018 году продало товаров на 800 000 рублей. Рассчитана себестоимость группы товаров – 500 000 рублей.

«Частное лицо» получило дополнительный доход от сдачи в аренду помещений – 150 000 рублей. Доходы от финансовой деятельности – 300 000 рублей. Дополнительные затраты – 100 000 рублей.

Рассчитаем валовую выручку: 800 000 – 500 000 = 300 000 ₽

Полученная фин. прибыль: 70 000 ₽

Полученная операционная прибыль: 100 – 100 = 0 ₽

Сумма выплат по налогам: (200 000 + 70 000) 20 % = 54 000 ₽

Подсчитываем чистую прибыль: 70 000 + 200 000 – 54 000 = 216 000 ₽

Важная новость для подписчиков!

Использование данных для анализа рентабельности

Основная цель работы предприятия – получение максимальной чистой прибыли. Анализ рентабельности показывает возможности компании для увеличения этого показателя.

Все данные, полученные по выручке и прибыли, сводятся в отчете для последующего анализа рентабельности бизнеса. По итогам принимаются решения для роста прибыли и рентабельности бизнеса.

Поэтому проводить анализ нужно периодически. Одновременно стоит исследовать рыночную конъюнктуру, особенности спроса на продукт.

Для проведения исследований применяются различные методики и способы анализа:

  • Структурный.
  • По факторам воздействия.
  • Динамический анализ рентабельности.
  • Сравнительный анализ рентабельности.

Вначале выбирается метод анализа, определяется структура прибыли. Потом выбираются способы увеличения рентабельности. Важно будет понять, какие факторы влияют на рост или снижение прибыли.

Для оценки изменений долей в составе применяется формулы:

Операционная прибыль = Прибыль от продаж / Прибыль до налогообложения;

Прибыль от прочих финансовых операций = Прибыль от прочих операций / Прибыль до налогообложения

Если при анализе по этим данным наблюдается постоянный рост от прочих видов деятельности, то можно сделать заключение, что бизнес-модель теряет эффективность.

Расчет показателя:

Коэффициент рентабельности компании = Балансовая прибыль / Выручка х 100 %;

Коэффициент валовой рентабельности = Валовая выручка / В х 100 %, где

  • Квр – коэффициент валовой рентабельности;
  • ВП – валовая прибыль.

Пример

В холдинге «Эталон» имеется две компании: «Олимп» и «Парадигма». Их данные за 2018 год:

Компания

Валовая выручка (₽)

Себестоимость (₽)

«Олимп»

1 200 000

600 000

«Парадигма»

1 500 000

1 100 000

Исходя из этих данных, мы видим, что выручка и прибыль у «Парадигмы» выше, чем у «Олимпа». Чтобы понять реальную эффективность, нужно рассчитать показатель каждой компании.

Рентабельность «Олимпа» = (1 200 000 / 600 000) х 100 % = 200 %

Рентабельность «Парадигмы» = (ПР / TC) х 100 % = (1 500 000 / 1 100 000) х 100 % = 100 %

По итогам рентабельность ООО «Олимп» выше почти в 2 раза, чем у ООО «Парадигма». Можно провести дополнительный анализ. Посмотреть, как перенести практику «Олимпа» на второе предприятие.

Общая цифра точно отражает реальную ситуацию в бизнесе, позволяет своевременно предпринимать усилия по повышению прибыльности, имеет большую точность в сравнении с абсолютными показателями.

Расчет рентабельности конкретного продукта

Рентабельность конкретного товара напрямую влияет на получение чистой прибыли. Поэтому при проведении полного анализа мы ее будем оценивать.

Это особенно полезно, если предыдущий анализ не принес нужного результата. Оценка отдельного продукта – это углубленное изучение текущей ситуации с продажами, поиск возможностей для роста бизнеса.

При проверке, нужно использовать следующие методы:

  • Работать со структурой реализуемых продуктов. Уменьшать количество продаж нерентабельных продуктов и увеличивать продажи продуктов с максимальной рентабельностью.
  • Искать способы снизить себестоимость продуктов.
  • Работать с ценой продукции, отталкиваясь от рынка – увеличивать или снижать.

Алгоритм расчета

Рентабельность продукта = Чистая прибыль / Себестоимость (общие затраты на производство продукта)

Данные берутся из отчетов по продажам и расходам. Формула необходима для того, чтобы просчитать прибыль предприятия с затрат на производство товара и продажу конечным пользователям.

Показатель считается как сумма по каждому отдельному товару. После получения всех данных анализируются возможности увеличения прибыли.

Например, у компании «Эталон» чистая прибыль от продаж резиновых мячей = 100 000 ₽. Себестоимость 1 мяча = 100 ₽. Всего продано – 500 мячей.

Рентабельность мячей = 100 000 / 50 000 = 200 %. Вывод: продукт стоит активно продвигать на рынок.

Вывод

Итогом всех расчетов становится новый стратегический план развития бизнеса и продаж. В план включаются такие действия как:

  • Замена поставщиков или улучшение условий поставки.
  • Вывод из оборота не прибыльных продуктов.
  • Фокус продаж на выгодных товарах.
  • Диверсификация бизнеса.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.