Ваш доступ к журналу

Коммерческий директор

Директор по маркетингу: должностная инструкция и требования к кандидату

  • 19 февраля 2019
  • 68
Директор по маркетингу: должностная инструкция и требования к кандидату

Об основных должностных обязанностях и особенностях профессии директора по маркетингу читайте в нашей статье.


Вы узнаете:

  • В чем заключаются особенности специальности директора по маркетингу.
  • Какие основные функции выполняет директор по маркетингу.
  • Какими личными и профессиональными качествами должен обладать кандидат.
  • Как проходит организация эффективной работы директора по маркетингу.
  • Как осуществляется взаимодействие директора по маркетингу с отделом продаж.

Особенности профессии директора отдела маркетинга в компании

Директор по маркетингу – тот человек, который осведомлён о каждой стадии производства продукта: от создания до выпуска на рынок. Чтобы правильно продать продукт, нужно быть в курсе, зачем он производится, для кого и какие проблемы целевой аудитории решает. Должность директора по маркетингу подразумевает обладание различными профессиональными качествами: от навыков бренд-менеджера до компетенций маркетолога.

В глобальные задачи директора по маркетингу входит выбор правильного курса для компании. Он должен мыслить шире, чем другие категории профессионалов. Хороший директор по маркетингу должен видеть удачные возможности и быть способен просчитать развитие компании на несколько шагов вперёд.

Даже понятие «прибыль» он должен воспринимать не как конкретные численные данные, а как показатель эффективности производства. Эту эффективность можно измерить с помощью различных показателей, а задачей директора по маркетингу является грамотное управление этими показателями. Он определяет ключевые из них, выбирает, на что стоит ориентироваться, а что игнорировать.

Требования к кандидату на должность директора по маркетингу

Должность директора по маркетингу подразумевает высшее профессиональное образование, преимущественно в сфере экономики, а также опыт работы по специальности в данной области не менее 3-5 лет.

Нанимая директора по маркетингу в свою компанию, стоит оценивать не только его опыт работы и достижения, но также и базовые компетенции.

Хороший директор по маркетингу должен знать:

  • Закон, регулирующий сферу деятельности предприятия.
  • Правовые акты, влияющие на протекающие в производстве процессы.

Также он должен хорошо разбираться в методах анализа:

  • Потребительского спроса.
  • Логистических процессов.
  • Стратегии развития.
  • Экономического состояния рынка.
  • Сегментирования рынка.

Кандидат должен быть в курсе всех технологических особенностей и качеств выпускаемого товара, включая не только его непосредственные характеристики, но и главные преимущества над конкурентами. Директор по маркетингу должны уметь хорошо прогнозировать, чтобы определять стратегию развития предприятия в обозримом будущем. Соответственно, он должен уметь не только анализировать текущее положение дел, но и смотреть далеко вперёд, чтобы принимать решения, которые приведут компанию к успеху.

Успешный директор по маркетингу хорошо ориентируется в своих профессиональных сферах: экономике и рекламе. Помимо этого, он хорошо осведомлён о производстве, знает стандарты и условия изготовления продукции, может оценить соответствие стандартам качества, понимает производственный процесс, знает, зачем производится продукт и для какой аудитории. Также директор по маркетингу должен знать трудовое законодательство и необходимые нормы.

Кроме того, этот специалист должен хорошо разбираться и в потребителях, на которых направлена его деятельность. Знать о возможных методах мотивации покупателей, уметь формировать стратегию поведения компании по отношению к потребителям, разбираться в методах оценки спроса и потребительских трендах.

Этот уникальный и дорогостоящий сотрудник часто обладает набором личных качеств, которые могут положительно влиять на его работу и эффективность выполняемых задач. Часто профессионалы в этой области наделены лидерскими качествами, высоким уровнем стрессоустойчивости, целеустремленностью, быстрой обучаемостью.

Должностные обязанности и функции директора по маркетингу

Директор отдела маркетинга – профессионал высокого уровня, в число задач которого входит управление компанией по множеству вопросов. К ним относится:

  • Разработка стратегии развития в сфере продвижения товаров и услуг.
  • Работа над соответствующим разделом при составлении бизнес-плана.
  • Согласование разработанных планов с финансовым менеджером.
  • Контроль бюджета на маркетинг и грамотное его распределение.
  • Проведение исследований в своей сфере и определение их целесообразности.
  • Утверждение основных параметров исследований и анализ полученных данных.
  • Руководство планами продвижения по различным каналам и направлением, разработка и контроль рекламных стратегий и методов по продвижению товаров и услуг.
  • Утверждение определенных стандартов для оценки эффективности деятельности.
  • Взаимодействие с другими отделами для обеспечения слаженной и эффективной работы.
  • Поиск новых возможностей для реализации товаров, работа с улучшением существующих бизнес-процессов и повышением их эффективности.

Также в обязанности директора по маркетингу входит контроль всех рекламных площадок, задействованных в продвижении товара. Необходимо постоянно быть в курсе последних исследований, своевременно применять инструменты, предоставляемые современными технологиями и корректировать разработанную стратегию продвижения с применением самых актуальных рекламно-технических средств.

Директор по маркетингу компании также контролирует работу отдела или отделов, подконтрольных сотрудников. Он обеспечивает адекватные условия работы и распределяет задачи между работниками в соответствии с их навыками, чтобы максимально полноценно использовать производительность трудовых ресурсов. За своевременным выполнением планов и соблюдением трудового распорядка также следит директор по маркетингу.

Обязанности его достаточно обширны, часть из них может быть делегирована. Эффективное делегирование полномочий – это показатель успешного управленца, поскольку мало кто может выполнять все задачи сразу с максимальной отдачей. Хороший специалист должен вовремя определить эту грань и разгрузить собственный график для более важных задач.

Должностная инструкция директора по маркетингу

Должностная инструкция директора по маркетингу различается в зависимости от специфики предприятия. На некоторых, например, он также отвечает за формирование бренда, составление визуального образа компании, а на других предприятиях выполняет только основные задачи по продвижению продукта с упором на логистику или технические характеристики.

Кто должен заниматься интернет-маркетингом

Директор по маркетингу: должностная инструкция и требования к кандидатуСегодня каждая компания должна быть представлена в Сети. Формы присутствия могут быть разными: официальный сайт, группа в Facebook или различного рода рекламные объявления. Однако не всегда легко решить, стоит ли отдавать интернет-маркетинг на аутсорсинг или все же лучше включить в штат собственных специалистов.

Разобраться в этом вам поможет статья электронного журнала «Коммерческий директор».

Узнать из статьи журнала

Организация работы директора департамента маркетинга

Работу любого сотрудника можно улучшить, если оптимизировать его рабочий процесс. Директор по маркетингу – не исключение, грамотная организация сделает эту должность еще продуктивнее. Рассмотрим несколько основных принципов.

Руководитель высшего звена

Обозначение должности директора по маркетингу как ключевой имеет плюсы для обеих сторон. Во-первых, все важные решения принимаются с ориентацией на потребителя. Во-вторых, директор по маркетингу получает наиболее полное представление о делах компании, что позволяет ему точнее выстраивать стратегию продвижения и взаимодействия с целевой аудиторией. Привлечение такого специалиста к совещаниям высшего руководства также демонстрирует важность маркетинга в жизни компании, что положительно сказывается как на самом специалисте, так и на целостном восприятии остальными сотрудниками.

Связующий элемент между подразделениями

Директор департамента маркетинга должен быть частью слаженного процесса, включающего в себя все аспекты деятельности предприятия – от административной до экономической. От маркетинга косвенно зависит успешность их всех, так что его положение в системе ценностей предприятия должно быть на одной из высших ступеней, а сам директор по маркетингу – играть роль связующего звена между подразделениями. Повысить вовлеченность в деятельность различных подразделений помогут совместные совещания, обмен информацией, общие цели и планы.

Стратегия продвижения и контроль работы отдела

Необходимость наличия маркетинговой стратегии очевидна, однако многие упускают такой важный момент как работа самого маркетингового отдела. Часто устанавливаются цели, но не пути их достижения – в то время, как разработка конкретного плана мероприятий позволяет более продуктивно достигать условленных показателей и систематизирует работу отдела. Кроме того, стратегия продвижения должна соответствовать общим стратегическим целям компании. За соблюдением подобных моментов как раз следит директор по маркетингу.

Взаимодействие директора по маркетингу и директора по продажам

Функции директора по маркетингу должны включать в себя взаимодействие с другими отделами. И одной из таких точек взаимодействия служит коммерческий отдел, у руководства которого часто бывают конфликты и недопонимания. Причины могут быть различны – от преувеличения заслуг сотрудников до личных разногласий.

Грань между отделом продаж и отделом маркетинга довольно зыбкая, каждое подразделение с течением времени берет на себя все новые функции, которые расширяют полномочия определенной сферы. Конфликты внутри предприятия никому не нужны, поэтому задача руководства в подобных ситуациях – принять ряд мер по устранению конфликтов и организации слаженной работы отделов. Одним из таких подходов является обмен кадрами.

Нет способа вникнуть в чью-то работу лучше, чем выполнить ее самостоятельно. Обмен сотрудниками в отделе маркетинга и отделе продаж позволяет, во-первых, создать условия равноправия, во-вторых – дать работником из разных, но схожих сфер представление о целях и задачах друг друга. Взаимодействие производится в формате кратковременной стажировки, после которой составляются определенные выводы и вырабатываются решения по улучшению взаимодействия.

Сроки стажировки в отделах зависят от особенностей работника и должности, в среднем это период от нескольких часов до нескольких дней. Суть метода заключается в том, что каждый из сотрудников отдела маркетинга по очереди знакомятся с работой продажников, выполняют их функционал или сопровождают сотрудников отдела во время работы. Аналогичный процесс проводится и в обратную сторону, когда сотрудники из продаж знакомятся с работой отдела маркетинга.

Вывод

От директора по маркетингу зависит успешность компании среди целевой аудитории, а также детальность и эффективность всей стратегии продвижения. Особенность должности заключается в широком наборе обязанностей – хороший директор по маркетингу должен разбираться во всем: начиная от характеристик и принципов производства продукта, заканчивая интересами и потребностями потребителей.

Аналитические способности, лидерские качества и умение быстро принимать решения, которые повлияют на дальнейшую судьбу компании – основные личностные характеристики хорошего специалиста.

Важная новость для подписчиков!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Лучшее предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНУЮ СЕТЬ
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНУЮ СЕТЬ
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.