Командообразование – это один из методов управления сотрудниками в организации. Он позволяет оказывать на них положительное влияние с целью объединить персонал и развить в них командный дух.
Что такое командообразование
Термин «командообразование» происходит от английского team building, что буквально означает «построение команды». В менеджменте также используется и другое определение – тимбилдинг. Это один из наиболее эффективных инструментов для управления персоналом и развития всего предприятия.
Он используется, чтобы формировать внутри компании группы специалистов, относящихся к разным отделам, объединять которые будет общая ответственность и равноправие.
Командообразование как специальный вид деятельности зародилось еще в XX веке в спортивной сфере. Постепенно оно перешло и в бизнес. В менеджменте такой подход к работе над командой появился в 60-70-х годах. Командообразование остается актуальным и сегодня, поскольку помогает руководству эффективнее управлять сотрудниками.
Сплоченная команда или «стая гиен»? Какой отдел продаж быстрее вас разорит
Жесткий управленец усиливает конкуренцию между сотрудниками отдела продаж. Спокойный и дружелюбный начальник поддерживает командную работу сейлзов. Но оба разорят компанию, если используют любимую тактику не вовремя. Редакция «Коммерческого директора» поможет разбраться, в каком случае стоит поощрять конкуренцию между сейлзами, а когда лучше строить дружный коллектив, чтобы не провалить продажи.
Командообразование – это процесс, который предполагает наличие трех основных компонентов. Это в первую очередь формирование навыков командной работы, развитие командного духа, а также формирование коллектива.
Основы тимбилдинга |
Характеристика |
Примеры |
Навыки командной работы |
Фундамент командного менеджмента. |
Развитие у сотрудников таких профессиональных навыков, как ответственность за общий труд, согласование личных и групповых целей, лидерство, самоорганизация, конструктивное взаимодействие с коллегами, принятие важных решений, как на индивидуальном, так и командном уровне. |
Развитие командного духа |
Это совокупность психологических факторов, которые проявляются у каждого сотрудника во время взаимодействия с коллегами. |
Если у персонала развит командный дух, то это значит, что они ощущают чувство сплоченности с коллегами, больше доверяют и понимают друг друга, чувствуют себя мотивированными на осуществление командных действий, становятся более лояльными компании. |
Формирование коллектива |
Все действия, которые направлены на подбор наиболее подходящих команде сотрудников, а также распределение между ними должностей. |
Среди таких действий можно выделить следующие: грамотный подход к использованию навыков сотрудника и распределение между ролей таким образом, чтобы работники могли качественно выполняться свои задачи; оперативное формирование новой структуры в экстренных случаях, например, если речь идет о реструктуризации; работа над созданием подразделений компании в других регионах страны. |
Основные цели командообразования
В современных реалиях, говоря о тимбилдинге, чаще всего подразумевают проведение мероприятий, праздничных корпоративов, благотворительных акций, тренингов. Все это приводит к развитию у сотрудников командного духа и сплоченности.
В то же время командообразование преследует и другие цели:
- Формирование у сотрудников навыков для продуктивного общения и взаимодействия при возникновении самых разных ситуаций.
- Повышение показателя личной ответственности у каждого сотрудника, если речь идет о результате, полученном в ходе групповой работы.
- Снижение уровня конкуренции среди работников и развитие у них кооперативных навыков.
- Ориентирование работников на коллективный, а не индивидуальный труд.
- Повышение командного духа и совершенствование корпоративной культуры предприятия.
- Извлечение максимальной пользы от использования труда работников.
- Определение неформального лидера в команде.
В теории командообразования использует сразу три термина для обозначения персонала организации. Это коллектив, команда и рабочая группа. Если коллектив и рабочая группа являются синонимами, то команда занимает в тимбилдинге особое место.
Команда – это не просто совокупность сотрудников. Это объединение людей, которые доверяют друг друга, поддерживают и оперативно решают все задачи общими усилиями. Чем лучше работает команда, тем эффективнее деятельность организации в целом. А для этого необходимо работать над командообразованием. Большинство руководителей стремится к тому, чтобы создать не просто коллектив, а настоящую команду.
7 принципов управления командообразованием
Несмотря на то, что в каждой конкретной организации могут действовать собственные принципы, существует перечень неизменных принципов для сферы предпринимательства.
Формирование и постановка целей
В тимбилдинге такой принцип является фундаментальным. Это связано с тем, что одна из главных его характеристик – это коллективность. Даже если задачи поставлены для каждого конкретного сотрудника, в конечном итоге они приводят к достижению общего результата. Эксперты считают, что цели для сотрудников должны быть конкретными. Это означает, что в дальнейшем никаких разъяснений от руководства не потребуется. Конкретные цели являются гарантией их наилучшего выполнения. Такие цели не провоцируют конфликтов и в значительной степени облегчают взаимодействие между работниками.
Преимущество формирования конкретных целей заключается в том, что они также позволяют сотрудникам ощутить свою ценность при их выполнении: каждый из них понимает, что его вклад в процесс является важным. Все это приводит к стиранию значения иерархии в компании. Такое явление положительно влияет на развитие командного духа.
Коллективное выполнение поставленных задач
Для повышения уровня командообразования важно доверять выполнение задач не отдельным работникам, а целой команде. Командная работа подразумевает, что сотрудники взаимодействуют между собой, решая те или иные проблемы. Это помогает коллегам лучше узнавать друг друга.
Такой формат работы является мощным зарядом энергии, чем не может похвастаться индивидуальная работа. В связи с этим качество выполненных задач становится лучше, и впоследствии сотрудники все чаще будут обсуждать идеи и находить оптимальные решения.
Ответственность перед командой
Речь идет о развитии чувства ответственности у каждого сотрудника перед командой в целом. Они должны осознавать, что личная работа конкретного работника влияет на финальный результат. Такой подход позволяет руководству повысить уровень личной ответственности среди персонала.
Вместе с этим повышается качество работы, поскольку сотрудники начинают максимально использовать свои лучшие навыки.
Система мотивации
Это неотъемлемый элемент в работе любого бизнеса. Командная работа не может быть осуществлена грамотно, если сотрудников не поощрять и не стимулировать. При этом важно также учитывать особенности каждого работника. На основании этих сведений выбирается оптимальный способ вознаграждения.
Если условно разделить персонал компании на работников производства и офисных сотрудников, то система мотивации для каждого типа будет включать:
- Производственные работники: дополнительные денежные выплаты в виде премий, поощрения, путевки.
- Для офисных сотрудников: карьерный рост, всеобщее признание, статусность.
Карьерный рост
Вне зависимости от того, к какой сфере деятельности принадлежит организация, важным для ее сотрудников всегда будет возможность подняться по карьерной лестнице. Говорить о положительных изменениях, которые дает тимбилдинг, без потенциального профессионального роста невозможно.
Только те сотрудники, которые действительно могут со временем осваивать новые должности, будут стремиться к достижению поставленных целей и улучшать показатели компании. Чтобы наладить такую систему, необходимо разработать специальные критерии оценки. Это могут быть, к примеру, тесты.
Творческий подход
Такой принцип является специфическим. Для тех организаций, которые занимаются производством, наиболее подходящий вариант – это материальное вознаграждение. Если же речь идет об интеллектуальном труде, то здесь креативность занимает особое место.
Продуктивность
Последний принцип зависит от того, насколько долго сотрудники работали в качестве единой команды. Если это короткий срок, то ожидать высокого уровня не стоит. Если же команда существует длительное время, то это позволяет говорить о высоком уровне ее продуктивности и успешном результате работы.
Как организовать командообразование на предприятии
Мероприятия, направленные на развитие тимбилдинга, могут провести как специалисты, так и руководство компании. Пошаговая инструкция для тех, кто собирается сделать это своими силами.
Шаг 1. Определение целей и задач
На первом этапе необходимо понять, чего именно вы хотите добиться от тимбилдинга. Цели должны быть конкретными. В противном случае должного эффекта от командообразования не будет.
Шаг 2. Определение бюджета
Тимбилдинг предполагает проведение конкретных мероприятий, организовать которые без определения статьи бюджета в некоторых случаях невозможно. Если осуществление целей предполагает организацию досуга, выезд куда-либо, то лучше заранее позаботиться о расходах.
Шаг 3. Выбор формата проведения
Здесь стоит обратить внимание на разные виды командообразовани:
- Спортивные мероприятия.
- Игровые мероприятия (например, квесты или настольные игры).
- Выезд на природу, загород.
- Интеллектуальные мероприятия (тренинги, семинары).
- Творческие события.
- Благотворительные акции и волонтерство.
- Рекреационные мероприятия.
Важно понимать, что вне зависимости от формата проведения таких мероприятий, их конечная цель – вызвать у сотрудников исключительно положительные эмоции и сплотить их.
Шаг 4. Разработка сценария
Сценарий в этом случае – это план проведения того или иного события. Если у руководителя уже есть опыт в организации подобных мероприятий, то он может составить его самостоятельно. Если же нет, то за помощью можно обратиться к специалистам по тимбилдингу.
Шаг 5. Организация мероприятий
Идеальный вариант – провести его в рабочий день. Причина заключается в том, что в собственный выходной сотрудники вряд ли согласятся приходить на работу и участвовать в этом. Но даже если они согласятся, то не стоит ожидать от них энтузиазма. Поэтому рабочий день – это наиболее подходящая дата.
Важно также со всей ответственностью подойти к организационным моментам. Речь идет о перерывах, в том числе и обеденных, если сотрудники занимаются длительным интеллектуальным трудом. Особое внимание нужно обратить на организацию разного рода поездок. Проведите инструктаж для команд, разъясните им технику безопасности.
Примеры тимбилдинга внутри и за пределами компании
-
Командообразование в офисе
Организовать такие мероприятия можно, не выходя за пределы офиса. Они будут не менее эффективными. Распространенные примеры:
- Квесты. Суть такого метода заключается в том, что сотрудники должны найти что-либо спрятанное на территории компании. Во время квеста они будут получать подсказки от руководства. Совместное обсуждение, поиск решений и взаимодействие – это не только действия, направленные на разгадку. Это также и навыки, которые предполагает развитие тимбилдинга на предприятии.
- Сапер. Это игровая форма такого мероприятия. Сотрудники из разных отделов компании объединяются в пары. Один из них должен направлять другого к цели при условии, что второй не может использовать собственное зрение – его глаза завязаны. В качестве преград на территории офиса расставляются своеобразные «мины» (например, воздушные шарики). Чтобы игра стала сложнее, таких пар может быть несколько.
- Дискуссии. Этот метод направлен на общение между сотрудниками всех отделов, где зачастую уже складываются собственные группы. Их необходимо разбить. Для этого используется жеребьевка, после которой участники заново объединяются в команды. Такой способ тимбилдинга позволяет сотрудникам изменить свой взгляд друг на друга. Его преимущество заключается в том, что в ходе дискуссии персонал генерирует новые идеи. Это ценный навык для любого специалиста.
-
Командообразование за пределами офиса
Несколько примеров тимбилдинга, которые подразумевают выход сотрудников за пределы своих рабочих мест в компании:
- Спортивные мероприятия. Это самый распространенный формат командообразования вне территории компании. Его привлекательность в том, что он достаточно простой. Сотрудников делят на команды, которые в дальнейшем проходят через разные спортивные испытания.
- Выезд на природу. В этом случае сотрудники выходят из офисной зоны комфорта. Такой способ позволяет обнаружить скрытые симпатии и антипатии, определить, кто является неформальным лидером или аутсайдером.
- Сезонный тимбилдинг. Речь идет о специфических мероприятиях, которые проводятся зимой и летом. В зимний период вылазка на природу позволяет взбодрить сотрудников. Для этого необходимо организовать совместное времяпрепровождение, подразумевающее активность – например, катание на коньках, санках, лыжи. То же самое можно провести и летом. Теплая погода и свежий воздух повышают настроение сотрудников, и это приводит к их сплочению во время выполнения тех или иных заданий.